Posted 1 февраля 2016, 04:18
Published 1 февраля 2016, 04:18
Modified 14 декабря 2023, 16:08
Updated 14 декабря 2023, 16:08
Прихожанин хабаровской мечети Самариддин Каландаров (Каландарзода) погиб в рядах запрещённой в России террористической организации ИГИЛ (ДАИШ). Об этом сообщила пресс-служба регионального общественного движения мусульман «Содружество». Самариддин — таджик по национальности, в Хабаровске прожил около трёх лет. Однако в прошлом году он уехал в Сирию, где вступил в ряды группировки воюющих с правительственными войсками террористов.
«В Хабаровск он приехал из Якутска в 2012 году. Мусульмане считали его одним из самых богобоязненных прихожан. Несмотря на молодость, Самариддин наизусть знал Коран. Ему не было и 20 лет. Он был постоянным прихожанином хабаровской мечети и часто проводил богослужения в роли имама, — говорится в сообщении пресс-службы движения «Содружество». — Сначала ничего не предвещало трагедии, но в последние полтора – два года его взгляды изменились. Первым сигналом, или лучше сказать симптомом, начавшейся у него ИГИЛовской болезни явилось то, что Самариддин Каландаров поменял аватарку на своей страничке в «Одноклассниках». Своё фото он заменил на изображение лидера ИГИЛ (запрещённой в России организации – прим. ред.) Абубакра Багдадского, которого он признал халифом всех мусульман. Затем отправился в Сирию, присягнул на верность ИГИЛ и прошёл боевое обучение. Лишь недавно стало известно о том, что он был убит в боестолкновении с правительственными войсками».
Как уточнил руководитель движения мусульман Хабаровского края «Содружество» Хамза Кузнецов, Самариддин пять месяцев проходил обучение в тренировочном лагере боевиков на подконтрольной террористам территории Сирии. Погиб он в первом же бою летом прошлого года. Однако в силовых ведомствах эту информацию общественникам подтвердили только сейчас.
РИА «Восток-Медиа» примерно в то же время, когда хабаровчанин погиб в рядах запрещённой группировки ИГИЛ, писало об активности террористического подполья на Дальнем Востоке. Тогда был задержан уроженец Киргизии, который занимался вербовкой прихожан городской мечети. Информацию о том, что под влияние псевдоисламской группировки попал один из помощников хабаровского имама, его единоверцы передали в компетентные органы ещё в декабре 2014 года.
«До слёз обидно, что ни новому имаму, ни ФСБ не удалось переубедить и остановить Самариддина, — добавил Хамза Кузнецов. — Делалось ли вообще что-нибудь для этого? Остаётся большим вопросом. Несмотря на серьёзную работу правоохранительных органов и средств массовой информации, направленную на предупреждение экстремизма, приходится констатировать, что пропаганда и идеи ИГИЛ, запрещённой в России организации, к сожалению, остаются сильны и популярны среди мусульманской молодёжи. Причина в том, что в последние годы в Хабаровске появились проповедники, которые симпатизируют идеям ИГИЛ и распространяют эту чуждую исламу идеологию на своих слушателей. Эти люди сегодня имеют успех, так как пользуются слабыми позициями нового руководства мечети и бесконтрольностью, возникшей два года назад после неудачного переворота внутри мусульманской общины города. Короче говоря, новый муфтий и имам вынуждены заигрывать с радикально настроенными мусульманами, чтобы хоть как-то укрепить свои позиции на новых территориях. К тому же, новый муфтий Центрального духовного управления мусульман России практически не участвует в делах мусульманской общины Хабаровска, так как постоянно проживает в Башкортостане и лишь изредка навещает вверенные ему территории Дальнего Востока».
Для противодействия вербовщикам запрещённой в России группировки ИГИЛ, которые ищут адептов главным образом через социальные сети, руководитель регионального общественного движения мусульман «Содружество» уже предлагал воспользоваться опытом Чечни. Там глава республики Рамзан Кадыров распорядился посадить за компьютеры 150 знатоков ислама, окончивших медресе. Они активно работают в социальных сетях, развенчивают риторику пропагандистов экстремизма, объясняют реальное положение дел, вступают в богословские диспуты. В Хабаровске пока к этой идее власти и спецслужбы проявили лишь сдержанный интерес.