Posted 25 мая 2020, 10:44
Published 25 мая 2020, 10:44
Modified 1 сентября 2022, 02:58
Updated 1 сентября 2022, 02:58
«С 1 июля этого года самозанятые граждане смогут легализовать свою предпринимательскую деятельность по льготным ставкам — 4 или 6% НДФЛ. Соответствующий проект о внесении изменений в действующий краевой закон „О региональных налогах и налоговых льготах“ внес губернатор Сергей Фургал совместно с депутатами всех фракций политических партий (ЛДПР, „Единая Россия“, КПРФ), представленных в краевом парламенте», — сообщается в официальном пресс-релизе губернаторской пресс-службы.
Человек, не знакомый с деталями, может подумать — какой молодец глава региона — и о людях подумал (ставки налога-то льготные), и поразительное единодушие с разными политическими силами продемонстрировал (законопроект-то совместный со всеми депутатскими фракциями Законодательной думы края).
Тем временем в краевом правительстве не придумали ничего нового. Всего лишь исполнили на региональном уровне положения Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», который в соответствии с внесенными 1 апреля 2020 года изменениями дает возможность введения налога на самозанятых по всей территории РФ.
Т.е., присвоив идею федерального центра (т.е. чужую), Сергей Фургал попытался выступить эдаким благодетелем. Но даже с прогнозами эффективности введения налога на профессиональный доход нет единения во властных рядах Хабаровска: исполняющий обязанности главы мининвестразвития Максим Тарасов утверждает, что «выйти из тени» благодаря новому закону смогут 15 тысяч самозанятых граждан, и что произойдет это к 2024 году. А вот глава фракции ЛДПР в Законодательной думе края Сергей Зюбр у себя в Инстаграме написал, что 15 тысяч самозанятых выйдут из тени уже к концу этого года. Потом, видимо, одумался и удалил пост.
Второй «прокол» — это удар по благосостоянию населения в самый сложный момент «коронакризиса».
«Введение на территории края специального налогового режима поможет самозанятым гражданам, которые по окончании кризиса не смогут продолжить деятельность в полном объеме, сохранить бизнес посредством применения низких налоговых ставок, реализации возможности не уплачивать страховые взносы, а также возможности не уплачивать налог в период приостановки деятельности (не зависимо от причин приостановки). Таким образом, введение на территории края специального налогового режима дополнительно послужит мерой поддержки самозанятых граждан в условиях преодоления кризиса, предоставит им право легализовать свою самостоятельную деятельность с минимальными издержками, вести ее в простом и необременительном режиме, а также обеспечит поступление доходов краевого бюджета», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, опубликованной на сайте Законодательной думы Хабаровского края.
Для многих самозанятых в регионе, которые и выживают только потому, что не регистрируются в качестве ИП и не платят никаких налогов, такой «подарок» с барского плеча местных властей — как минимум несвоевременен.
«Да, я снимаю подвальчик в центре города, куда ко мне приходят только постоянные клиентки или по рекомендации. Все думала, что надо как-то регистрироваться, но, чтобы не было мне в убыток. Сейчас этот налог на самозанятых — я теперь должна чеки выписывать и 4% отдавать. Кому? Дяде? Никто не спросил, как живем мы с ребенком, пока клиенты сидят в самоизоляции», — комментирует инициативу мастер маникюра Анастасия М.
Исходя из уже процитированной нами пояснительной записки ясно вырисовывается цель — пополнить выпадающие доходы краевой казны, сделать это несмотря ни на что.
Эксперты сходятся во мнении, что прогнозы про 15 тысяч самозанятых, которые «выйдут из тени», слишком самонадеянны. Если введенная несколько лет патентная система для индивидуальных предпринимателей с нулевыми налоговыми ставками по видам деятельности, пересекающимся с самозанятостью (сдача жилья в аренду, услуги нянь и репетиторов, дизайн, парикмахерские услуги, мелкий ремонт и т. п.) не привели к легализации этого сегмента рынка занятости, то предложение платить от 4 до 6% — вряд ли.
По данным Хабаровскстата, в I квартале 2020 года численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше (занятые + безработные) составила 715,7 тыс. человек, или 54,4% от общей численности населения края. В численности рабочей силы 694,5 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 21,2 тыс. человек — как безработные. Но на учете в центрах занятости в марте 2020 года было зарегистрировано только 6,9 тыс. человек. Т.е. 14,3 тыс. жителей края — и есть тот потенциал, за счет которого Сергей Фургал намерен залатать дыры в краевом бюджете, на котором уже висит почти 60-миллиардный госдолг?