Posted 6 октября 2018,, 06:30

Published 6 октября 2018,, 06:30

Modified 1 сентября 2022,, 03:07

Updated 1 сентября 2022,, 03:07

В ЦСИ «Заря» откроется проект «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов»

6 октября 2018, 06:30
В среду, 10 октября, в Центре современного искусства «Заря» откроется междисциплинарный выставочный проект «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» (18+). Об этом сообщает РИА «Восток-Медиа».

Это третья интерпретация кураторского проекта Николая Смирнова, Кирилла Светлякова и Дмитрия Замятина «Метагеография. Пространство – Образ – Действие», созданная специально для Дальнего Востока и реализованная совместно с Государственной Третьяковской галереей. Выставка продлится до 13 января. Вход свободный.

«Разрабатываемая выставкой тема метагеографии чрезвычайно важна для «Зари»: соотечественникам и иностранцам мы всегда рассказываем, где мы находимся, об особенностях города и региона. Теперь, открывая выставку, мы получаем возможность демонстрировать широкую палитру методов говорения о пространстве и нашего положения в нем. Ответ на вопрос «Где мы?» лежит не только на пересечении географических координат, но и в месте пересечения самых разных отношений, не только пространственных, но и временных, социальных, которые нами же и формируются. В контексте глобальных задач «Зари» — организации здесь актуального, мощного культурного маршрута, проект «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» является ключом к глубокому и всестороннему пониманию этого «места» и началу объемной дискуссии, которая будет поддерживаться параллельной экспозицией «Один Северо-Восток» и приуроченной к открытию выставки дискуссии «К новым политиям географического воображения», – отметила куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте.

«Метагеография. Пространство – Образ – Действие» объединяет опыты географов, художников и исторических персонажей, принадлежащих к разным эпохам с 1920 по 2010-е годы. Основная часть выставки, где представлены образы пространства России, будет дополнена локальными особенностями, репрезентирующими пространственные представления, мифы и героев Приморья. В новую интерпретацию выставки также добавлен ряд иностранных художников, живущих и работающих в Гонконге, Шанхае, Лондоне, Париже. Один из разделов экспозиции практически полностью строится на местном контексте, ключевой здесь становится фигура Художника-Робинзона.

«Приморский контекст и его художественные практики во многом определяют характер этой версии проекта: в фокусе внимания находятся понятия ориентализма и экзотизма, рассказал один из кураторов выставки Николай Смирнов. — Ряд экспонатов исключительно для этой версии будет предоставлен Приморской картинной галереей и Домом-музеем Пришвина в Подмосковье. В целом проект «Метагеография» во Владивостоке становится и более сайт-специфичным, и более интернациональным одновременно».

С точки зрения метагеографии пространство воспринимается как придуманное и сконструированное, и внимание этой дисциплины направлено на осмысление географических образов. Образы пространства сопоставляются и анализируются на материале географических карт, произведений искусства, научных и междисциплинарных произведений. Метагеография выступает в качестве «отмычки», позволяющей прослеживать генезис, сопоставлять, анализировать, понимать структуру и бытование в современной жизни пространственных образов, представлений и мифов различного уровня и происхождения.

Кураторский проект «Метагеография. Пространство – Образ – Действие» — это новый взгляд на географию, с одной стороны, трактующий все географическое пространство как придуманное, сконструированное, с другой — утверждающий важность образов в понимании пространства и бытовании таких понятий как «регион», «страна», «Европа», «Восток».

Работы, представленные в экспозиции, демонстрируют, что метагеография — это инструмент не только для анализа и деконструкции локальных мифов и региональных образов. В настоящее время процесс глобализации побуждает к новому переживанию и моделированию пространства, в котором субъект также вынужден конструировать себя заново. В различных сообществах наблюдается процесс регионализации и возникает запрос на территориальную идентичность. Сегодня люди осознают зыбкость установленных границ, относительность понятий «центра» и «периферии».

В этой ситуации искусство выступает как инструмент действия, производства пространств и конструирования авторских метагеографий.

Для выставки во Владивостоке архитектор Дмитрий Щукин разработал специальный дизайн, который, с одной стороны, наследует прошлым решениям, с другой — получает новую трактовку. В экспозиции появятся особые выставочные конструкции —машины для показа произведений. Некоторые работы, среди которых — художественные объекты Кирилла Савченкова, впервые будут показаны в том виде, как задумано художником.

Экспозиция выставки создана по принципу открытого ландшафта – пространства с группой смотровых площадок, где произведения искусства не демонстрируются, а скорее соприсутствуют в одном месте со зрителями.

Важным элементом выставки станет перформативный симпозиум «К новым политиям географического воображения», который пройдет с 7 по 9 октября между открытием выставок «Один Северо-Восток» и «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов», объединяя участников и экспертов с обеих сторон, как и специально приглашенных гостей. Три события — два вернисажа и перфоманс — сформируют своеобразную интернациональную мини-биеннале, посвященную практикам и политике географического воображения. Выставка «Один Северо-Восток» пройдет в малом зале ЦСИ «Заря» с 7 октября по 16 декабря.

Отдельным событием симпозиума станет пред-премьерный показ нового фильма Антона Видокле «Биокосмизм в Японии», основанного на сочинениях футуриста, анархиста и основателя био-космизма Александра Святогора.

В свете проблематики геокультурной и геополитической идентичности региона, симпозиум будет включать политико-поэтические работы, направленные на разработку «приморского» воображения. Программа фокусируется на Приморье как месте потенциальных географических воображений, воплощенных как в произведениях художников, писателей и радикальных режиссеров, так и в передвижениях и пространственных практиках «обычных» людей.