Posted 21 апреля 2016, 22:35
Published 21 апреля 2016, 22:35
Modified 15 декабря 2023, 06:43
Updated 15 декабря 2023, 06:43
Главное управление государственной экспертизы одобрило проект открытого угольного терминала «Порт Вера» в Приморье, сообщает РИА «Восток-Медиа». Члены экспертной комиссии подтвердили, что результаты инженерных изысканий и проектной документации соответствуют всем установленным требованиям. Это означает, что уже в 2018 году в районе Фокино заработает морской терминал пропускной способностью 10 миллионов тонн в год.
Как сообщают представители компании «РТ-Глобальные ресурсы», реализующей проект порта, «Вера» обладает высокой инвестиционной привлекательностью из-за близости к рынкам сбыта в АТР. Однако приморские экологи бьют тревогу: открытый угольный терминал, против которого они безуспешно бились долгое время, нанесёт огромный ущерб окружающей среде. При этом сумму ущерба никто оценивать не будет. Об этом корреспонденту РИА «Восток-Медиа» рассказал главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичева ДВО РАН, доктор биологических наук Владимир Раков. Он пояснил, что при проектировании новых угольных терминалов в регионе не проводятся исследования на акватории, и когда речь пойдёт о компенсации пострадавших биоресурсов, полностью восполнить их не удастся. Между тем в Уссурийском заливе, на берегу которого строится терминал, обитает около сотни краснокнижных видов животных и растений.
«Ущерб морской флоре и фауне будет причинён существенный. Во-первых, там проведут дноуглубительные работы. Надо понимать, что при этом образуется очень большое количество взвеси, которую течением растягивает на большое расстояние. В результате нарушится фотосинтез у растительного планктона, он начнёт гибнуть. Следом погибнет зоопланктон – от недостатка еды и кислорода, от песка, который забивается в жабры. Это соответствующим образом скажется на рыбах. По моим расчётам, шлейф от работ при постройке терминала растянется на 10-12 километров на север. Необходимо исследовать этот момент, просчитать все последствия, минимизировать вред. Но этого никто не сделал», - рассказал професор. Кроме того, он отметил, что строительство порта в водах с таким количеством морской живности приведёт к сильному шумовому загрязнению. Звук в воде разносится гораздо дальше, и строительство терминала приведёт к тому, что из окрестных вод уйдёт вообще вся рыба, прекратится нерест.
Второй проблемный момент – вывоз отходов. Тонны грязного грунта, который планируется изъять в ходе работ, надо куда-то свозить. Как пояснил Владимир Раков, единственным местом складирования такого рода грунта являются узаконенные свалки, которых в Приморье нет. По его мнению, есть вероятность, что вывоз отправят на нелегальные свалки. И, конечно, открытый угольный терминал представляет угрозу для жизни людей. По мнению Ракова, отличной иллюстрацией того, как это отразится на приморцах, является посёлок Посьет: «К нам, экологам, обращается большое количество людей – они задыхаются от угольной пыли. Там - онкологические заболевания, астма, смертность очень большая. При этом, когда мы запрашивали данные о количестве умерших в Посьете, нам предоставили данные за 2010-2011 годы. За более позднее время, когда терминал заработал на полную мощность, данные никто не показывает. При этом нам говорят, что если делать закрытые терминалы, там будет скапливаться метан, есть вероятность взрывов. То, что этим метаном будут дышать все местные жители, никого не волнует».
Почему при таких рисках проект нового порта получил одобрение чиновников? По мнению Владимира Ракова, компетентность экологической экспертизы в России зачастую находится под большим вопросом. Профессор в прошлом году сам являлся членом такой экспертной комиссии, которую проводил Росприроднадзор. «Логично, что большая часть специалистов, обсуждающих вопросы экологии при строительстве морского терминала, должна быть, во-первых, биологами, во-вторых – должна изучать море. У нас же происходит так – берётся один специалист по лесу, один по земельным вопросам и так далее. Какой лес в прибрежном терминале? Никаких проблем, соответственно, у эксперта по лесу не будет. Не будет проблем у эксперта по земле. И они голосуют «за». А люди, которые говорят о проблемах, оказываются в меньшинстве», - продолжил собеседник. Кроме того, Владимир Раков отметил, что в случае негативного решения комиссии авторам того или иного проекта ничего не стоит собрать новый состав, который проголосует положительно. Именно так, по его словам, в своё время комиссия одобрила строительство терминала в посёлке Посьет.
При этом, отмечает учёный, причина появления терминала – системная и лежит в сфере транспорта. Связана она с изъянами железнодорожного сообщения в России. «С одной стороны, кажется – зачем строить порт? Всё равно подавляющая часть угля идёт в Китай, у нас есть железнодорожное сообщение, в КНР очень развитая сеть железных дорог. Мне объяснили: каждый раз неизвестно, сколько угля доедет до конечного пункта. По Транссибу вагоны идут открытые, значительная часть топлива попросту выдувается, ещё часть – высыпается из вагонов. А вот в случае с морским сообщением таких проблем не будет. Хотя модернизация железнодорожного сообщения позволила бы избежать появления таких, губительных для природы, проектов», - констатировал эксперт.