Posted 24 апреля 2018, 06:38
Published 24 апреля 2018, 06:38
Modified 17 сентября 2022, 15:03
Updated 17 сентября 2022, 15:03
В регионе до сих пор не определили, кто станет единым оператором, на котором будут завязаны все «мусорные» процессы: конкурс сначала отложили из-за огрехов в документах, а в апреле объявили, но тут же столкнулись с претензиями ФАС. В то же время экологи уверены, что у края полно и других, не связанных с документами проблем, которые обернутся дополнительными палками в колёса реформы. РИА «Восток-Медиа» вместе с экспертами оценило шансы региона на безболезненный переход на новые рельсы в сфере управления отходами.
Невесёлый конкурс
Власти Хабаровского края с самого начала выступали за то, чтобы дать российским регионам больше времени на подготовку к вступлению в силу закона, реформирующего систему обращения с ТКО. В результате удалось сдвинуть сроки на три года, однако этого времени тоже оказалось недостаточно, чтобы во всеоружии встретить перемены: до 1 января остаётся всё меньше времени, а краевому минЖКХ пока не удалось даже назначить «главного по мусору», как того требует закон.
Как рассказал в беседе с корреспондентом агентства депутат Государственной Думы России Борис Гладких, представляющий в нижней палате парламента страны Хабаровский край, подготовка документов для проведения конкурса началась ещё в 2017 году. Провести его собирались в декабре, чтобы на улаживание всех сопутствующих вопросов осталось достаточно времени — но всё пошло не по плану.
«На заседание рабочей группы 30 ноября прошлого года я попал, можно сказать, случайно, но её руководитель, заместитель председателя краевого правительства Василий Шихалёв, к моим доводам прислушался. Конкурс не стали проводить, потому что документы были, откровенно говоря, сырыми. После этого замечания проработали с экспертами, с местным самоуправлением, и направили в министерство ЖКХ для устранения недостатков. Понятно, что процесс надо организовывать, нужно решить задачу, которую ставит федеральный центр. Но и качество проработки вопроса должно быть соответствующим, чтобы результат не вызывал никаких нареканий, чтобы это не отразилось на дальнейшей работе. И тем более, чтобы проблемой потом не пришлось заниматься губернатору»Борис Гладких, депутат Государственной Думы РФ
По мнению собеседника, оставшиеся до апреля месяцы нужно было наиболее эффективно использовать для детальной проработки процесса. Борис Гладких отметил, что в «сыром» виде конкурс вызвал активный интерес со стороны компаний, зарегистрированных за пределами Хабаровского края, куда они стали «ездить, как на работу». На апрельский конкурс эти потенциальные операторы заявки не подавали — в итоге в нём принял участие всего один претендент.
«Отпущенное время было потрачено, а результат мы видим. При этом в ФАС задолго до объявления конкурса предупреждали: каждый субъект подвергнется проверке федерального уровня. Общественные силы в процессе тоже участвуют, были и парламентские слушания в Госдуме на эту тему. Видно было, что тема под пристальным вниманием — но всё равно почему-то надо побыстрее, побыстрее, побыстрее. Минстрой обозначил конкретные сроки, когда в каждом субъекте должен появиться региональный оператор. И сейчас результат, конечно, огорчает»Борис Гладких, депутат Государственной Думы РФ
Бег на месте
Специалисты ФАС указали МинЖКХ Хабаровского края на ряд недостатков и в ведомстве эти претензии сочли необоснованными — пока власти региона «бодаются» с антимонопольщиками, процесс продолжает буксовать. Борис Гладких не сомневается, что в будущем «всплывут» и другие недочёты, на которые пока никто не обратил внимания. На официальном сайте ФАС России опубликовано положительное решение по жалобе «Хабаровской экологической компании», которая тоже была не против побороться за статус регионального оператора.
«Из жалобы следует, что организатором торгов при организации и проведении конкурса были нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации. Документация об отборе регионального оператора <…> содержит <…> обязательства регионального оператора осуществить строительство и реконструкцию объектов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами»ФАС России
Представители краевого МинЖКХ на рассмотрение этой жалобы не явились, но обязательное для исполнения предписание получили — и теперь могут заняться либо устранением нарушений, либо судебными тяжбами. В самом ведомстве «мусорный» вопрос комментировать не спешат, запрос РИА «Восток-Медиа» пока находится на рассмотрении. Депутат Борис Гладких считает, что приостановленный конкурс скорее мёртв, чем жив, и правительству края нужно планировать новый.
«Можно было перед началом процесса ещё раз посмотреть на документы, провести консультации, посмотреть, что происходит в других субъектах и сделать так, чтобы конкурс проходил без сомнений. Если смотреть на основания отмены конкурса, то подвергать их сомнениям не стоит. А задача стоит и, конечно, хочется быть в числе тех регионов, на которые потом не будет показывать пальцем Минстрой России и говорить: вы недоработали»Борис Гладких, депутат Государственной Думы РФ
Собеседник напомнил, что отдельный орган исполнительной власти всегда должен понимать, «как его работа отразится в целом на населении, не создаст ли она дополнительных трудностей, не будет ли так, что он будет фактически ухудшать общее положение».
«Мы прекрасно понимаем, что орган этот в системе, и если он начинает проваливаться, вся нагрузка ложится на того, кто отвечает за регион в целом. Хочется сказать министерству: если бы вы сами отвечали за этот процесс, одно дело, но всем понятно, к кому вы потом прибежите решать эти вопросы, когда в ваш адрес посыплется критика. У руководителя субъекта и без того хватает направлений, которыми он должен заниматься. И отвлекаться на те моменты, где есть специалисты, профессионалы, где всё обязано своевременно вертеться, он, конечно, не должен»Борис Гладких, депутат Государственной Думы РФ
Дождитесь ответа оператора
Назначение единого оператора по обращению с ТКО для властей Хабаровского края станет скорее отправной точкой — и самоцелью являться не может. В регионе пока нет понимания, потянет ли отдельно взятая компания такую ответственность. Специально прописанной в законе правом поделить территорию между несколькими предпринимателями рабочая группа не воспользовалась, а к будущему оператору уже сегодня есть множество вопросов.
«Пока не с кем проговаривать — а что дальше? Потому что дальше вопросы тарифов, дополнительной затратной части на муниципалов, на субъект — будет она, не будет, в каком объёме. Это всё очень важно и саму надёжность этой схемы необходимо оценить до начала работы. Иначе получится, что в ноябре-декабре мы решим все вопросы, а с января побежим на новые рельсы. Экономика процесса видна, пальцами её мы можем прощупать? Региональный оператор столкнётся с массой проблем»Борис Гладких, депутат Государственной Думы РФ
Список этих проблем действительно продолжителен: в регионе есть территории, где отсутствует возможность разместить отходы — вплоть до целых районов. Утверждённую в крае схему обращения с ТКО придётся дорабатывать уже в процессе работы. Свою лепту внесёт и подписанный президентом закон о прямых договорах: не исключено, что бизнесу понадобится поддержка государства в связи с выпадающими доходами. Далеко не факт, что население в сельской местности с восторгом воспримет необходимость платить за то, что раньше можно было делать задаром.
С тем, что переход на новую систему обращения с мусором вряд ли будет для региона лёгкой прогулкой, согласны и экологи. Они называют существующую ситуацию «кризисной», а про саму реформу говорят, что она не учитывает ряд ключевых факторов. Разбираться в нюансах компании-оператору и властям придётся в процессе.
«Самое важное — это отсутствие инфраструктуры по размещению отходов, их обработке и переработке. Сегодня только один полигон в регионе, который принимает ТКО, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к данным объектам. Требования эти очень серьёзные, и известная ситуация в Московской области показала, что если ими пренебрегать, то вред будет наноситься не только окружающей среде, но и здоровью населения»Владимир Сидоров, руководитель центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса отделения ОНФ в Хабаровском крае
Собеседник уточнил, что в Хабаровском крае проблема с проникновением свалочного газа в воздух, остро не стоит: «свалки не имеют большого объёма, рассредоточены и находятся на расстоянии от населённых пунктов». Гораздо большее негативное влияние оказывают проникновение жидкого фильтрата в подземные и поверхностные воды, горение мусора, особенно летом, когда из-за поджогов или самовоспламенения в воздух попадают химические соединения, которые вызывают у населения заболевания — в том числе и онкологические.
Провозглашённую государством идею о том, что мусор нужно собирать раздельно и перерабатывать, экологи поддерживают — равно как и предстоящие запреты на захоронение на полигонах тех или иных категорий отходов. Уже действуют несколько пилотных проектов по раздельному сбору отходов и батареек. Введение утилизационных сборов предполагает, что государство будет аккумулировать в специальных фондах средства, на которые по всей стране будут строить заводы по переработке и обезвреживанию отходов.
«Но ждать, что до Хабаровского края быстро дойдёт очередь, что здесь на федеральные деньги в ближайшее время что-то построят, весьма проблематично. В вопросах переработки отходов очень большое значение имеет эффект объёма. Строительство таких заводов в Хабаровске или Комсомольске-на-Амуре, возможно, имеет смысл, но транспортная составляющая в связи с большой протяжённостью нашего края делает переработку отходов в 90 % городов и поселений нерентабельной. Нужна инфраструктура и разные решения для разных населённых пунктов»Владимир Сидоров, руководитель центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса отделения ОНФ в Хабаровском крае
Экономика плюс мораль
Сегодня возле каждого населённого пункта Хабаровского края можно без труда отыскать несколько несанкционированных свалок. Не обходится и без предприимчивых бизнесменов, которые действуют по «серым» схемам. Они берут в аренду или приобретают полигоны, на которых за деньги размещают мусор — и при этом используют временные разрешения. Об обеспечении экологической безопасности, гидроизоляционных экранах, предотвращении горения мусора в данном случае речи не идёт.
«Фактически это полукриминальные схемы, которые наносят не только экологический, но и экономический ущерб, потому что люди платят за то, что мусор будет просто вывезен в ближайший лес или овраг. Свалки, как грибы, появляются где угодно — в полях, на берегах рек, а власти края вынуждены тратить бюджетные деньги, чтобы их убрать»Владимир Сидоров, руководитель центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса отделения ОНФ в Хабаровском крае
Эксперт предположил, что положительную роль в сфере обращения с отходами могло бы сыграть развитие малого бизнеса в сфере транспортировки отходов — во всём мире государство поддерживает и субсидирует такие небольшие проекты. Тем не менее, российские власти пошли по пути укрупнения — как следствие, у многих перевозчиков отходов, которые работают на этом рынке много лет, появились опасения.
«Это большое количество занятых людей, большой автопарк, который по большей части взят в кредит. И есть вероятность, что теперь эти компании вытеснят с рынка, и наступит период, когда отходы не будут вывозить вовремя»Владимир Сидоров, руководитель центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса отделения ОНФ в Хабаровском крае
По мнению эколога, реализация масштабных планов федерального центра потребует «колоссального объёма инвестиций», без которых говорить о какой-либо революции в этой сфере бессмысленно. Чтобы организовать по всем правилам небольшое захоронение или построить предприятие по сортировке, нужны деньги, которые далеко не каждая компания сможет изъять из оборота.
Ещё одним важным аспектом Владимир Сидоров считает морально-этический: россияне привыкли жить среди мусора, и переломить эту традицию власти будет непросто. Дачники в хабаровском крае сжигают отходы на собственных участках и при этом рассчитывают на экологически чистый урожай. В местах массового отдыха никто не обращает внимания на мусорные кучи по соседству. Эколог резюмирует: очень долго к проблеме обращения с отходами в стране боялись даже приблизиться, и за 20 последних лет фактически ничего не было сделано, чтобы создать грамотную систему в этой сфере.