Posted 28 мая 2018, 08:04
Published 28 мая 2018, 08:04
Modified 1 сентября 2022, 07:37
Updated 1 сентября 2022, 07:37
Школьники России сдают Единый государственный экзамен в обязательном порядке уже 11-й год подряд. Испытание такого формата полезно как минимум тем, что позволяет оценить знания ученика как можно более объективно и помочь ему поступить в топовые вузы страны, даже если он закончил школу в глухой деревне. Но какого мнения те, кому приходится работать с молодыми людьми после выпуска из школы? Преподаватели вузов попробовали решить задания ЕГЭ по тем дисциплинам, которые близки им в профессиональной деятельности, и отметили плюсы и минусы такого экзамена.
Елена Крадожён-Мазурова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ДВИУ РАНХиГС. Решила задания ЕГЭ по русскому языку.
«К нам поступают абитуриенты, которые добились на ЕГЭ высоких результатов: набрали в сумме за три экзамена больше 200 баллов. У нас непростой отбор, но мне приходится "штопать дырки", которые остаются у молодых людей после прохождения школьной программы. В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего 25 заданий — а правил-то гораздо больше. Когда мы готовились ко вступительным экзаменам в вузы по билетам, мы штудировали все правила, потому что не знали, что нам попадётся. А сейчас на ЕГЭ заданий на некоторые правила нет, поэтому ребёнок считает, что знать их не обязательно. Например, плохо, что союз "как" рассматривается только в качестве подчинительного союза в сложном предложении, хотя с этим словом связано множество других оборотов и правил. С другой стороны, мне очень понравилось задание № 7: в нём только пять типов грамматических ошибок, а примеров, в которых они могут встретиться, гораздо больше. То есть их не получится просто сопоставить, чтобы угадать правильный ответ».
Екатерина Бабкина, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Журналистика» ТОГУ. Решила задания ЕГЭ по русскому языку.
«Для меня как филолога выполнение заданий ЕГЭ сложностей не вызвало. При решении поставленных задач опиралась на общую эрудицию и профессиональные знания. Но у неподготовленного человека многие из предлагаемых заданий могут вызвать затруднения. Для успешного выполнения экзаменационной работы необходимо в полном объёме усвоить школьную программу, то есть получить системное представление об уровнях и единицах русского литературного языка, его законах, нормах, принципах действия. Учитывая существенное сокращение учебных часов по дисциплине "Русский язык" в 10-11 классах, сделать это в рамках отведённого учебного времени учащимся довольно сложно. Соглашусь с мнением, что "натаскать" на усвоение орфоэпических, орфографических, грамматических норм в короткие сроки — задача вполне выполнимая. Однако обучение грамотной, выразительной, красивой устной и письменной речи требует от учащегося не только наличия индивидуальных способностей, но и планомерной, продолжительной работы. Практика показывает, что не все школьники обладают данными способностями. Поэтому, на мой взгляд, основную сложность при выполнении ЕГЭ у выпускников вызовет вторая часть — сочинение по тексту».
Наталья Плотниченко, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой «Терапия педиатрического и стоматологического факультетов». Решила задания ЕГЭ по биологии.
«Первое впечатление — очень объёмные вопросы, до шести ответов в каждом. По сути, школьник отвечает не на один вопрос, а на шесть. "Вес" вопроса с двумя ответами равен "весу" вопроса с шестью ответами, то есть за их выполнение ученик получает одинаковое количество баллов. Я считаю, это неправильно. Формулировка вопросов понятная, рисунки понятные, но сам материал в некоторых заданиях сложный: отдельные вопросы не соответствуют школьной программе, в которой они затронуты поверхностно или описаны общими представлениями — например, генетика. Поэтому для решения таких заданий недостаточно обучения школьника по общей программе. Выход — либо специализированный химико-биологический профиль обучения, либо работа с репетитором. Возмущают некоторые технические особенности: даже если ты правильно провёл выборку вариантов ответа, то в случае, если последовательность цифр указана не от меньшей к большей, а в другом порядке, ответ не засчитывается».
Александр Жильцов, преподаватель кафедры «Высшая математика» ДВГУПС. Решил задания ЕГЭ по математике (профильный уровень).
«Были задания, которые вызвали у меня затруднения. Какие-то знания уже забылись за ненадобностью, но в основном проблема была в том, что требуется знать некоторые приёмы, которые нужны для выполнения тех или иных заданий. Мне кажется, на решение ЕГЭ по математике можно "натаскать". Более того, я думаю, на большинство заданий нужно именно "натаскивать": может оказаться так, что даже школьник, который хорошо разбирается в математике, не решит пример их из-за того, что не знает, как именно его решать. А те, кто занимается дополнительно, кто знает особенности ЕГЭ, как раз могут решить всё правильно. Не знаю, что лучше — ЕГЭ или экзамен по билетам. Всё зависит от того, кто принимает экзамен: если это хорошие педагоги, то и по билетам будет очень эффективно, а если педагоги не стремятся проверить знания, а просто хотят выпустить школьников, то могут с закрытыми глазами поставить и тройки, и даже пятёрки. Но ЕГЭ более-менее выравнивает шансы школьников на хороший результат и на поступление».