Posted 31 октября 2016,, 13:22

Published 31 октября 2016,, 13:22

Modified 14 декабря 2023,, 16:09

Updated 14 декабря 2023,, 16:09

Власти Хабаровского края не выгоняют КМНС с их земли

31 октября 2016, 13:22
Минприроды считает, что общественники зря паникуют

Сокращение территории традиционного природопользования в Хабаровском крае должно стимулировать представителей коренных малочисленных народов Севера активнее оформлять право на земельные участки, где они испокон веков охотились и рыбачили. Управление по делам КМНС в региональном Минприроды считает, что в панике по поводу якобы нарушения прав национальных общин нет смысла.

РИА «Восток-Медиа — Хабаровск» ранее писало, что аборигены в Хабаровском крае готовы были объявить голодовку, чтобы власти региона не забирали у них земли традиционного природопользования с веками налаженными промыслами. Камнем преткновения между КМНС и чиновниками, а также причиной конфликта стала новая федеральная инициатива. В соответствии с ней правительство края сократило территории традиционного природопользования (ТТП — прим. ред.) более чем вдвое — эта мера закреплена соответствующим постановлением от 30 сентября 2016 года. За счёт ТТП по поручению Юрия Трутнева предполагается расширить свободные земли для выбора «дальневосточного гектара». Корреспонденту агентства об этом сообщил председатель губернаторского совета уполномоченных представителей КМНС Сергей Сусликов. По его данным, самое серьёзное сокращение ТТП намечено в южных, центральных и восточных районах Хабаровского края. Например, в Советско-Гаванском, Солнечном, Хабаровском и имени Лазо районах за коренным населением останется меньше 10 % от их владений. Но сильнее всего постановление «сработало» в Ванинском районе — там общинам орочей предложили оставить вместо закреплённых за ними почти полутора миллионов гектаров лишь 35 тысяч.

В то же время министерство природных ресурсов края опубликовало на своём официальном интернет-ресурсе обращение, где объяснило: изменение границ территорий традиционного природопользования проводится ради самих представителей кореных малочисленных народов. Так их стимулируют участвовать в программе раздачи бесплатных дальневосточных гектаров. В беседе с корреспондентом РИА «Восток-Медиа — Хабаровск» начальник управления по делам коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае, Елена Балезина объяснила, что конфликт общин и властей в данном случае базируется на непонимании правового статуса земельных участков.

«Когда идёт речь о том, что нанайцев выгоняют с их земель и отбирают их территорию для «гектаров», возникает вопрос — а куда эту территорию забирают? Куда можно забрать целый Хабаровский край? Это глупости. Действующее законодательство сегодня не такое. ТТП — это особо охраняемая территория с правовым режимом, который ограничивает оборот земельных участков в границах этой территории. Вот что нужно понимать. Когда-то предполагалось, что преимущественным правом проживания там будут пользоваться КМНС, но законодательного подтверждения эта идея не нашла. Поэтому сегодня в границах территории традиционного природопользования малочисленные народы могут пользоваться земельными участками наравне с хозяйствами. Они ничем не отличаются от любой другой организации. А социальные границы территории не привязаны ни к чему: ни к лесному фонду, ни к чему-то ещё, они формируются по другим принципам. Например, если охотовед через аукцион заключил с лесным фондом соглашение и оформил соответствующие документы, он получает право создания на договорном участке какой-то инфраструктуры и ведения там охоты. Если на таких условиях человек не работает — он участвует в распределении земельных участков наравне со всеми, потому что территории лесного фонда не закрыты — они свободны, туда может любой человек зайти, если земли не заняты документально. А если площади свободны, то они являются государственной или муниципальной собственностью, и в установленном законом порядке через лесной аукцион любой гражданин России может получить разрешение там работать», — прокомментировала конфликт Елена Балезина.

По словам специалиста, важно не путать территории традиционного проживания коренных малочисленных народов с территориями традиционного природопользования, где КМНС ведут свою деятельность. Первое — это целиком территория Хабаровского края, в соответствии с распоряжением № 631 правительства Российской Федерации. Этот документ определяет места традиционного проживания КМНС по всей территории России, в каждом субъекте. Хабаровский край, включая два городских округа — Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, — это полностью земля, где проживают представители малочисленных народов. Для сравнения, в других субъектах это лишь отдельные населённые пункты или муниципальные районы. И это сегодня даёт возможность общественникам, которые представляют интересы коренных малочисленных народов, идти на диалог с бизнесменами, которые в форме хозяйствующих организаций работают на той территории, где КМНС проживают.

Построение конструктивного диалога, как объяснила начальник управления по делам КМНС, предполагает, что на одной территории и хозяйства, и отдельные представители национальных общин могут вести свою деятельность: добычу полезных ископаемых, заготовку леса, вылов рыбы и так далее. Хозяйствующая организация, находясь на той территории, где традиционно проживают национальные общины, может совместно с КМНС осуществлять свою деятельность на одной и той же земле. Всё это определяется соглашениями, в заключении которых могут участвовать как сами представители народностей, так и общественные организации от их имени.

«У КМНС есть все разрешения — те, кто хотел и беспокоился, давно оформили себе охотничьи угодья и зафиксировали это документально. Они не привязаны к конкретной земле. К сожалению, сегодня распоряжение ТТП со стороны государства стагнируется — нет никаких прав на землю, есть лишь право пользования ресурсами, которые на ней есть. Поэтому, если КМНС хотят изоляции, эту землю сначала нужно получить, а потом уже её огораживать и никого не пускать. Например, подать заявку на тот же «гектар», это конституционное право — иметь землю и распоряжаться ей, как и выбор места проживания. Мы открыты к диалогу и готовы обсуждать возможные решения, но нужно, чтобы представители КМНС сами для начала решили, где они хотят жить и чем заниматься, и предприняли какие-то шаги. У них есть возможность придать правовой статус земле, на которой они столько лет жили, причём с минимальными затратами. Нужно пользоваться таким видом поддержки, тем более что осуществить его более чем реально — только пошевелиться нужно. У нас есть свой консультационный центр: мы всё расскажем про «гектар», покажем программу, научим, пустим за компьютер — и вы сами себе границы участка нарисуете», — резюмировала Елена Балезина.

"