Posted 7 августа 2020, 02:06
Published 7 августа 2020, 02:06
Modified 17 августа 2022, 09:05
Updated 17 августа 2022, 09:05
Камчатка
Если отставка губернатора Камчатского края Владимира Илюхина медленно, но верно приближалась последние пару-тройку лет, и была ожидаемой, то назначение на должность врио главы региона Владимира Солодова для большинства наблюдателей оказалось сюрпризом. Совсем недавно — летом 2018 года — он вошел в команду назначенного тогда врио главы Якутии Айсена Николаева, возглавив правительство не самой простой во всех отношениях республики. Поэтому появление 3 апреля 2020 года Указа президента России о назначении Владимира Солодова временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края для всех стало неожиданностью.
Сказать, что Камчатка встретила нового руководителя настороженно — значит не сказать ничего. Владимиру Солодову от предшественника досталось «богатое наследство». Самое «ценное» в нем — практически полная утрата доверия населения к власти и ее способности не на словах, а на деле решать проблемы жителей полуострова. Это, пожалуй, главный системный вызов, с которым Солодов столкнулся на новом месте работы. Разбираться с ним он начал в своем стиле — спокойно, без лишнего пафоса, системно и быстро. Первые же шаги были направлены на создание системы коммуникаций с населением в разных форматах — от личных встреч до прямых линий в социальных сетях. Это было позитивно воспринято камчадалами, и стало основой для вовлечения общества в решение задач развития региона вместе с властью.
«Врио главы Камчатки основательно подходит и к выстраиванию взаимоотношений с региональными элитами и крупными социальными группами населения. Сегодня депутаты краевого Заксобрания сопровождают его в поездках по региону, чего раньше на Камчатке не было. И на фоне реальной картины состояния дел Солодову удается убедить депутатов в эффективности своего плана по развитию, а где-то и спасению муниципалитетов. Дивиденды от такой совместной работы лежат и в управленческой, и в политической плоскостях. В первом случае депутаты вовлечены в процесс и помогают решить задачу, а во втором — растет авторитет врио, как умелого коммуникатора и организатора, что укрепляет его позиции, как в обществе, так и внутри элит», — говорит политолог Павел Наливайко.
Один из ключевых вызовов, с которым так же грамотно работает врио губернатора — кадровый вопрос. Многие камчадалы ратовали за то, чтобы новый руководитель уволил местное правительство в полном составе. Однако Солодов рационален. Убрать всех и сразу — это значит сломать механизм работы краевой власти, со всеми вытекающими последствиями. А вот постепенно избавляться от неэффективных сотрудников — прагматичное решение. Оно и реализуется. Точечные рокировки в правительстве Камчатки идут, и будут продолжаться вплоть до сентябрьских выборов. Так что уже избранному губернатору не придется тратить много времени и сил на обновление команды.
Нередко приходится слышать, что в основе действий врио главы Камчатки лежит, что называется, «голый пиар». Это ошибка. Солодову пиар не нужен. Он с самого начала нацелен на эффективное и оперативное решение самых острых проблем края. Люди это видят, сравнивают последние месяцы с предыдущими годами, и делают выводы. А сам врио главы Камчатки хорошо понимает, что его собственная эффективность работает на его популярность, которая во многом станет залогом победы на выборах.
Уверенность в своих силах у него есть. Об этом говорит и то, что Солодов идет на выборы самовыдвиженцем, и его предложение помощи оппонентам в прохождении муниципального фильтра. Кто и как им воспользовался — другой вопрос. Но то, что Владимир Солодов за несколько месяцев работы на Камчатке заявил о себе, как грамотный управленец и политик — неоспоримый факт, который с высокой вероятностью подтвердят предстоящие выборы.
ЕАО
В Еврейской автономной области ситуация во многом схожа с Камчаткой. Поэтому перед врио главы области Ростиславом Гольдштейном, как и перед его камчатским коллегой, стоят схожие задачи и вызовы. Здесь все та же главная проблема — налаживание прямого диалога с населением, восстановление его доверия к власти. Для ее решения потенциальный губернатор не только демонстрирует навыки хорошего переговорщика, но и реального консолидатора. Ему удается находить общий язык с представителями оппозиции, с которыми он провел уже не одну встречу, разъясняя свои взгляды на перспективы развития региона. В этом же направлении выстраиваются взаимоотношения и с представителями малого и среднего бизнеса, известными своим, пусть и не публичным, но критическим настроем к власти. Важно и то, что врио губернатора удалось в короткие сроки наладить неплохие отношения с силовым блоком автономии.
Сложный момент, учитывая общую картину в целом по стране, а не только в отдельно взятом регионе — партийная принадлежность и статус врио главы ЕАО. Напомним, что он возглавляет региональное отделение «Единой России». При этом, уровень популярности партии, хотя и находится на историческом минимуме, значительно выше, чем у ее политических оппонентов. Поэтому одной из главных задач станет конвертация этого преимущества в победу на предстоящих выборах. В скромном и глубоко дотационном регионе сделать это непросто. Особенно, учитывая значительное влияние на жителей Еврейской автономной области настроений в соседнем Хабаровском крае, о чем говорит их участие в протестных акциях в Хабаровске. Поэтому в политическом плане для Ростислава Гольдштейна предвыборная ситуация непроста.
«Вместе с тем, у него есть весомые аргументы для ее преодоления. Например, поддержка федерального уровня, которая позволила привлечь беспрецедентные для скромного и глубоко дотационного региона 3 млрд. рублей. Эти средства направляются на обеспечение сбалансированности бюджета ЕАО и развитие социальной инфраструктуры за счет формирования ряда центров экономического роста. Государственнический подход врио к региональному развитию проявился и в решении о возвращении в госсобственность части Биробиджанской филармонии, ранее проданной частным владельцам, и впоследствии ими заброшенной», — говорит политолог Андрей Кудисов.
Еще один вопрос, который врио главы ЕАО решает несколько иначе, чем его камчатский коллега — формирование управленческой команды. Здесь ставка сделана преимущественно на местные кадры, особенно на социально значимых направлениях. Это способствует выстраиванию диалога с региональными элитами, которые позитивно восприняли назначение местных специалистов на должности зампреда по ЖКХ и строительству и министра областного здравоохранения.
Немаловажно и то, с кем на предстоящих выборах предстоит соперничать Ростиславу Гольдштейну. В этом смысле судьба к нему оказалась благосклонна: оппонирующие политические силы не смогли выставить против врио главы ЕАО серьезных соперников с реальными электоральными перспективами. Единственный более-менее реальный конкурент от КПРФ участию в избирательной кампании предпочел тусовку на митингах в соседнем Хабаровске. Результат закономерен: статуса официально зарегистрированного кандидата для участия в выборах представитель коммунистов не получил, и в выборах участвовать не будет. Так что у Ростислава Гольдштейна есть высокие шансы стать официально избранным губернатором Еврейской автономной области.
Хабаровск
Ситуация, сложившаяся в Хабаровском крае после ареста экс-губернатора Фургала, высветила все ту же ключевую проблему — доверия граждан к власти и их готовности к совместной работе по решению задач развития. Интересно, что до июльских событий ее в общественно-информационном пространстве региона как бы не существовало. Однако то, с какой силой она выплеснулась на улицы и центральную площадь краевого центра, говорит о другом: проблема остра, она была и есть, но ее умело маскировали. Подчеркнем: не решали, но прятали. Ширма упала, и назначенному врио губернатора Михаилу Дегтяреву придется ее решать. Первые попытки оказались не слишком удачными, но шанс наладить диалог с населением по мере затухания протестной активности — остается. Так же, как и шанс получить федеральную поддержку для решения насущных проблем жителей региона. Главное — грамотно и в интересах людей распорядиться имеющимися возможностями.
Политконсультант и политолог Андрей Кудисов так прокомментировал предвыборную ситуацию в дальневосточных регионах.
«Хотя статус временно исполняющего обязанности главы региона, „освящен“ одобрением главы государства, вести предвыборные кампании на местах можно по-разному. Кто-то делает упор на привлечение федеральной поддержки, в том числе бюджетно-финансовой или партийной, ставя во главу угла интересы тех, кто эту поддержку обеспечивает. Кто-то, формируя контуры своей команды, пытается найти общий язык с региональными элитами, а кто-то — наоборот, вступает с ними в конфликт. Кто-то и вовсе следует некоей собственной „картине будущего“ вверенного региона, и создает ее, невзирая ни на что и ни на кого», — говорит эксперт.
По словам политолога, каждый из использованных подходов к решению электоральных задач по-своему имеет право на жизнь. Но наиболее выигрышным представляется умение найти баланс возможностей, сил, интересов и смыслов для объединения населения региона и для выработки задач развития, и для совместного с властью и региональными элитами их решение. Как правило, вовлеченность всех страт общества в эти процессы дает и позитивный электоральный результат.
«Вместе с тем есть и существенный риск, на который почему-то мало обращают внимание соискатели губернаторской должности. Он в том, чтобы сохранить набранный в ходе избирательной кампании темп и стиль работы. Понятно, что для завоевания популярности у избирателей кандидаты делают немало, делают быстро, и добиваются результатов, которых по разным причинам не смогли достичь предшественники. Но стоит вновь избранным губернаторам немного успокоиться и расслабиться, перестать соответствовать ожиданиям людей, как они переходят в разряд „а чем этот лучше прежнего?“ Со всеми вытекающими последствиями в виде роста социальной напряженности и протестных настроений, с которыми при самом конструктивном настрое мало что удастся сделать. Об этом стоит помнить всем главам регионов», — говорит эксперт.