Posted 12 июля 2021,, 01:22

Published 12 июля 2021,, 01:22

Modified 1 сентября 2022,, 03:05

Updated 1 сентября 2022,, 03:05

Что скрывает фантазия, знают уссурийские «Эгоисты»

12 июля 2021, 01:22
Ах, там хорошо, где нас нет… А знаете, почему? Потому что все мы — инопланетяне. Попали наши прапрапра… на Землю однажды — да так и не смогли вернуться. Вот мы тут живем и мучаемся, а ведь есть, есть где-то удивительное место — настоящая родина, где всем нам было бы хорошо, где все были бы счастливы…

Не верите? А вы спросите у Павла Фарятьева, героя спектакля «Эгоисты» (16+) Уссурийского городского драматического театра имени Комиссаржевской, он вам расскажет… Он живет этой возвышенной идеей о том, как мы МОЖЕМ быть счастливы — где-то там. И потому, наверное, так мало счастья в нем самом… Да и не только…

Нийоле Макутенайте, режиссер театра имени Комиссаржевской, в написанной еще в середине прошлого века пьесе Аллы Соколовой увидела материал, актуальный в любое время, затрагивающий те самые главные вопросы, на которые человек всегда ищет ответ. А ищет человек во все времена одно — счастье…

Но как сделать человека счастливым? Нет, не все человечество в целом (на это мастеров хватало и хватает в любом веке), а одного конкретного? Например, дочку, которая никак не может наладить личную жизнь и за которую вся душа у матери изболелась? Как сделать ее счастливой?

Или женщину, в которую ты неожиданно влюбился всем сердцем, а она любит другого — далеко не самого хорошего — мужчину?

Все мы стараемся стать счастливыми и сделать счастливыми любимых людей, и ходим, и ходим по этому замкнутому кругу, не замечая подчас, что счастье — это в том числе возможность самому набивать свои шишки…

Нийоле Макутенайте задает в «Эгоистах» вопросы, на которые зрителю надо отвечать честно. А еще — вместе с артистами ей удается создать такие образы, в которых так легко, так до ужаса легко мы можем узнать себя…

Вообще в этой постановке огромную роль играют костюмы. Художник Екатерина Зарубина достойна всех похвал, ей удалось в содружестве с Нийоле Макутенайте создать такие читаемые, такие понятные образы, что идея спектакля становится в буквальном смысле легко считываемой визуально…

Вот какие мы — мы с вами, читатель? Что движет нами, совпадает ли наш внешний облик с внутренним миром, выражает ли его? Как далеки от нас настоящих наши фантазии? Ведь пел Высоцкий: «быть может тот облезлый кот был раньше негодяем, а этот милый человек был раньше добрым псом»?

Костюмы героев в первом отделении «Эгоистов» разночтений не предполагают… Вот мать Александры и Любы (великолепная роль Анны Коноваловой, одна из самых сильных в постановке): вся в розовых мечтах и хозяйстве, эдакая баба на чайнике, может думать только о замужестве дочери. Вся такая душечка-пампушечка…

А вот она во втором акте, такая, как в реальности — постаревшая грузная седая женщина, уставшая и махнувшая на себя рукой… И вся ее хозяйственность, вся ее кипучая натура клокочет только внутри…

Александра, Шушечка (хореограф Анна Берсанова, исполнившая эту роль, не совсем справилась со своей задачей, ее героиня, пожалуй, самая незаметная, тусклая, увы) — голубая героиня, вся такая воздушная и невесомая. Такой она себя хочет видеть и такой ее видит Фарятьев. А в реальности — старая дева-грымза с пучком, в тяжелых ботинках, в бесформенной юбке и громоздком нелепом пиджаке, отдавшая свое сердце прохиндею и не сумевшая оценить истинное чувство.

Люба (прекрасная работа Кристины Тюменцевой, сумевшей передать все сложности натуры и поведения юной девушки-подростка) — она тебе и поп-дива, и кинозвезда, и «девушка с низкой социальной ответственностью», из одного костюма переодевается в другой, словно пробует себя то в одной, то в другой ипостаси, как все подростки, вся в крайностях, вся на разрыв, в поиске и бесконечной уверенности «меня никто не понимает»…

А в реальности — отличница в белом фартуке, пай-девочка, в которой кипят — ух, как кипят! — нешуточные страсти. Но кто в это поверит, глядя на милую школьницу с косичками?

Тетя Фарятьева (актриса Мария Зускина) — зефирное облако, человек не от мира сего, женщина эпохи Марии-Антуанетты, наивная до простоты… Кстати, именно она и ее племянник Павел Фарятьев (актер Валерий Комаристый для этой роли похудел на солидное количество килограммов, но главное даже не это, а то, с каким блеском он сыграл живущего в своих фантазиях Фарятьева) не меняются внешне во втором акте. Они — такие, как есть. Люди не от мира сего. Милые, чудесные, добрые. Но все у них не вовремя, не так, как надо бы, не в жилу, не в струю… От чистого сердца творят они добро, но никому не становится почему-то лучше. Почему? Может, потому что мы слишком эгоистичны?

Одна из сильнейших сцен спектакля — та, мама Александры и Любочки — в образе бабы на чайнике — настолько глубоко живет в своих фантазиях о замужестве старшей дочери, что в упор не замечает, что творится в душе младшей, как нужна ей именно сейчас материнская ласка, любовь, чуткость… Актрисам и режиссеру удалось создать ситуацию, в которой близкие, дорогие друг другу и искренне друг друга любящие люди не слышат и не видят ничего, кроме своих фантазий и своих представлений о жизни. Диалог немого с глухим. Страшная и невероятно сильная сцена…

«Имеем ли мы право „причинять добро“ по своему усмотрению, устраивать счастье других так, как нам самим кажется правильным? — размышляла Нийоле Макутенайте во время работы над спектаклем. — Грань между мечтой и бесплодными фантазиями так же тонка, как между благими намерениями и навязыванием своего мнения. Вопрос в том, как не перейти эту грань…». Ответ режиссера на эти размышления ясно читается в спектакле.

Все мы — эгоисты. В стремлении стать счастливыми часто думаем только о себе… И перешагиваем через других. Может, это потому, что мы и правда — инопланетяне и на Земле ведем себя не так, как вели бы, вернувшись на родную планету? Кто знает, кто знает… Вот посмотрим спектакль театра имени Комиссаржевской, задумаемся. Может, что-то и поймем. Важное. То, что скрывается за фантазиями…

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Об авторе

Любовь Берчанская — филолог, журналист, более 15 лет освещающий культурные события во Владивостоке и Приморье, член жюри региональной театральной премии имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка. Работала в газете «Владивосток», ее материалы печатались также в «Музыкальном журнале» (Санкт-Петербург), журнале «Страстной бульвар», журнале «Окно в АТР», в «Российской газете» и других изданиях.

"