Posted 20 сентября 2021, 01:24

Published 20 сентября 2021, 01:24

Modified 1 сентября 2022, 04:23

Updated 1 сентября 2022, 04:23

«Шестая часть бюджета страны»: о великом и фейках расскажет выставка во Владивостоке

20 сентября 2021, 01:24
Бюджет этой экспедиции составлял шестую часть бюджета России. Результаты были сразу же засекречены. Даже внешний вид командира экспедиции больше века был тайной… Удивительные факты раскрывает перед зрителями выставка «Судьба командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга» (6+).

Засекречено…

Открывшаяся в музее истории Дальнего Востока, эта выставка рассказывает — по большому счету — две истории, тесно переплетенные вместе. Историю жизни знаменитого мореплавателя и путешественника Витуса Беринга и историю дела его жизни — двух камчатских экспедиций, навсегда определивших судьбу командора. Экспедиций, значение которых — хотя каждый из нас знает, что был такой Беринг и что он знаменит, — мы не очень себе представляем…

«История камчатских экспедиций Беринга довольно большая. Экспедиции заняли 15 лет! Пять — первая и 10 лет вторая. Это гигантское мероприятие, огромное количество людей и событий, но парадокс заключается в том, что материальных следов экспедиций практически не сохранилось, если не считать гигантского архива второй экспедиции, который хранится в Российском государственном архиве военно-морского флота в Санкт-Петербурге, — говорит Анна Щербакова, ученый секретарь музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева. — Результаты первой экспедиции были засекречены, результаты второй — частично тоже. Кроме того, к сожалению, рок не пощадил те коллекции, что собирались участниками Второй камчатской экспедиции (например, те, что попали в Кунсткамеру, сгорели во время пожара в этом музее) — ботаниками, зоологами, этнографами, геологами…».

Готовя выставку, сотрудники музея столкнулись с проблемой: как показать нечто по-настоящему великое, масштабное, имеющее по сей день непререкаемое научное и государственное значение, если собственно и показывать особенно нечего?

Застолбила за собою Север

«А ведь вы только вдумайтесь в то, что принесли России эти экспедиции, — говорит Анна Щербакова. — Что знали властители Российской империи, простиравшейся от Тихого океана — от Камчатки — до Балтийского моря, о большей части своих владений: Сибири, Дальнем Востоке? НИ-ЧЕ-ГО! Не было точных карт, не изучались толком флора и фауна, населявшие эти земли племена… Да что там, не была точно решена даже великая географическая загадка того времени — соединены ли перешейком Евразия и Северная Америка или нет (об открытии Семена Дежнева стало известно позже)… И экспедициям Беринга предстояло все это выяснить!

По итогам этой великой работы Россия застолбила себя на севере, нашла выходы в Северный Ледовитый океан, установила дипломатические и торговые отношения с Японией… Получила точные карты рек Сибири с их выходом в Северный Ледовитый океан. Узнала о проливе между двумя материками. Был основан новый город — Петропавловск. Изучены и описаны сотни видов растений, животных… Да что там, Русская Америка ведет отсчет именно от экспедиций Беринга!

Между прочим, в свое время Франция просила Петра Первого пропустить через страну большую экспедицию, которая по сути ставила перед собой те же задачи, что и экспедиция Беринга, но — для Франции. Петр Первый отказал. Значение севера для России он прекрасно понимал, как и Анна Иоановна, ведь именно эти властители России финансировали экспедиции Беринга. И да, бюджет Второй Камчатской был равен шестой части бюджета тогдашней Российской империи».

Нестандартные решения и фейк

Так вот, дабы достойно рассказать о столь великом событии и великом человеке, музей истории Дальнего Востока имени Арсеньева не только перетряс свои фонды, достав из них уникальные экспонаты, но и обратился в музей Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН и Военно-исторический музей ТОФ. Почему? Потому что экспедиции этих институций в разное время принимали участие в раскопках лагеря на острове Беринга. Так что все предметы на выставке — археологические находки, подлинные, именно те, которыми пользовались участники беринговских походов…

А главное — дизайнеры и научные сотрудники музея, собирая выставку, не боялись нетрадиционных решений. Наоборот! Они разместили большое количество печатной информации на стенах в залах (да, вот такая выставка, которую надо читать), создали несколько инсталляций, а окна в залах закрыли не жалюзи, а настоящими парусами, которые по такому случаю предоставил фрегат «Надежда». И еще — выставку не побоялись начать с того, что нынче называется «фейк»…

«В первом зале посетителей встречает растиражированный портрет Беринга, который публиковали в учебниках почти век, на марках, конвертах, в книгах о мореплавателях, — говорит Анна Щербакова. — А он — ненастоящий… На портрете изображен родственник командора, тоже Беринг, но — не Витус. Портретов командора, созданных при жизни, не сохранилось. В 1941 году был опубликован этот, полученный от потомков той ветви семьи российских Берингов, что осталась жить в СССР после революции. Было официально признано, что так и выгладит командор. И лишь почти в конце XX века экспедиция 1991 года нашла на острове Беринга могилу мореплавателя с его останками. Была проведена реконструкция внешности, воссоздан истинный облик Витуса Беринга. Он завершает нашу выставку. В четвертом зале, там же, где висят множество христианских крестиков — в память обо всех ученых, моряках, военных, всех членах экспедиции Беринга, которые не вернулись домой. Знаете, сколько одна только цинга выкосила? Сотни людей! Да ведь и сам Беринг навсегда остался там, в Тихом океане, где он нашел пролив своего имени… На скромном острове. Острове Беринга».

Все свое везу с собой

Четыре зала выставки дают возможность представить все этапы экспедиции: от организации до итогов. И каждый зал имеет свою изюминку.

«Вдумайтесь, — говорит Анна Щербакова. — Вторая Камчатская экспедиция. Перед нею громадные задачи — пройти всю Сибирь, на берегу океана построить суда, изучить океан… За 11 тысяч километров они везли с собой все. ВСЕ! Якоря, пушки, паруса, все, что необходимо для строительства пакетботов, огромное количество бытовых вещей… И только провиант предполагалось добывать по ходу экспедиции. Предполагалось, что чиновники на местах будут способствовать миссии, но на самом деле практически везде Беринг сталкивался с волокитой, бюрократией и откровенным нежеланием что-то делать… А сколько доносов на него было написано на местах!

Между прочим, в одном из отрядов второй экспедиции Беринга (всего было создано восемь отрядов и девятый — Академический, в него входили ученые, которые должны были исследовать флору, фауну, этнографию Сибири и Дальнего Востока — на тот момент фактически «терра инкогнита» для России) были братья Лаптевы. Те самые, про которых мы все знаем благодаря морю Лаптевых».

В первом зале уникальный экспонат — письмо за подписью Витуса Беринга (сам он не писал по-русски). Подлинное. Оно было написано во время Первой камчатской экспедиции.

Во втором зале — череп стеллеровой коровы. Между прочим, Георгий Стеллер был участником Второй камчатской экспедиции и создал по ее окончании книгу на немецком языке «Описание земли Камчатки», которая тоже представлена.

«Третий зал — это столкновение двух цивилизаций. Не просто так он называется «Разные», — говорит Анна Щербакова. — Члены экспедиции — жители Санкт-Петербурга, русские, датчане, немцы, шведы, военные, ученые, люди цивилизации XVIII века (со своими задачами, напомним, поставленными властителем империи) столкнулись с совершенно другими людьми — живущими в родо-племенных отношениях и фактически языческих представлениях о мире. Столкновение двух этих миров — катастрофа! В третьем зале мы построили подиум и показали один из самых уникальных экспонатов — костюм воина-ительмена из коллекции нашего музея, он недавно прошел реставрацию. В витринах — огнестрельное оружие, картечь, ядра отряда Беринга и копья, ножи, которыми защищались племена Сибири и Камчатки. Это с одной стороны. А с другой — экспедиция Беринга везла подарки. Табак, ножи, алкоголь, ткани, бусы… И вот сошлись две истории — кнута и пряника.

И когда посетитель поднимается на подиум и смотрит на костюм — это история белого человека, который смотрит свысока на «еще не достигших цивилизации» народов, находясь в рамках стратегии колониальных отношений».

Четвертый зал — финальный — среди прочего содержит бюст с настоящим изображением Беринга. И здесь же есть еще один уникальный экспонат — именной серебряный крестик, так называемый тельник, найденный на раскопках на острове Беринга. Этот крестик принадлежал прапорщику Ивану Логунову, который был последним умершим из отряда Беринга. Взяв за образ этот крестик, дизайнеры музея создали мемориальную инсталляцию — в память обо всех членах двух экспедиций Витуса Беринга. Невероятных экспедиций. Величайших и по меркам дня сегодняшнего…

Подпишитесь