Posted 21 августа 2019,, 04:17

Published 21 августа 2019,, 04:17

Modified 17 августа 2022,, 10:15

Updated 17 августа 2022,, 10:15

Как выживать в таких условиях: почему население бежит из Хабаровска

Как выживать в таких условиях: почему население бежит из Хабаровска

21 августа 2019, 04:17
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Несмотря на внимание и попытки федерального центра прекратить отток населения с Дальнего Востока, спасти его от растущей демографической пропасти не удаётся. Меняются программы по развитию, меняются министры, а воз и ныне там.

Слабая социальная политика на местах и отсутствие каких-либо прорывов в решении существующих проблем со стороны региональных властей приводят к тому, что имеющиеся программы, на которые закладываются миллиарды, либо не работают, либо не способны закрепить людей. В причинах того, почему люди бегут из Хабаровского края, не рожают и не создают семьи разбирался корреспондент РИА «Восток-Медиа».

Многочисленные научные исследования показывают, что естественный прирост в Хабаровском крае продолжался ровно до 2018 года, а далее — естественная убыль населения. Сегодня регион входит в группу субъектов ДФО с наименьшими потерями населения вместе с Республикой Саха, численность населения которой начиная с 1991 года сократилась на 13%, и Приморским краем — 17%. При этом Якутия, в отличие от Хабаровска имеет положительный естественный прирост, полученный за счёт сокращения официального уровня бедности, более высокие среднедушевые доходы, лучшую обеспеченность медицинскими услугами и так далее.

Плохое состояние здоровья населения, проблемы доступности и низкого качества медицинских услуг за пределами крупных городов, низкая продолжительность жизни, экстремальные климатические условия на большей части региона, низкий уровень жизни и высокий уровень криминогенности, в том числе в экономике — вот чем сегодня характеризуется демографическая обстановка на территории Хабаровского края.

Для преодоления негативных тенденций политика правительства должна быть направлена на создание условий для сохранения и развития демографического потенциала — улучшение показателей уровня жизни населения, повышение объёмов и качества услуг, комфортности проживания.

Но всё это — лишь теория. На деле социальный блок региона, который и без того никогда не был совершенным, всё чаще оказывается связан с целым перечнем скандалов, всё реже — с надеждами на изменение положения дел в лучшую сторону.

Вспомнить только скандал вокруг принятия бюджета Хабаровского края на 2019 год, когда часть депутатов Законодательной думы оказались не согласна с сокращением средств на социальную сферу, в том числе на финансирование строительства жилья на селе, газификацию населения и многое другое. По мнению отдельных членов правительства, «бюджет развития» стал скорее «бюджетом выживания или даже вымирания». Экономить пришлось не только на зарплатах чиновников, но и на социальных статьях.

«Про Фургала не хочу ничего говорить. Ни хорошего, ни плохого. У него просто не было времени, чтобы повлиять на разработку этого документа. Он его подрихтовал, уменьшил дефицит, порезал какие-то программы для этого, а так осталось то же самое. У нас нет развития, поэтому народ и убегает из края», — отмечал первый секретарь Хабаровского краевого комитета КПРФ Александр Громов.

Пока Комсомольск-на-Амуре не может найти средства на питание школьников в столовых, а северные районы не могут расплатиться с долгами на поставку топлива, около полумиллиарда рублей из краевого бюджета направляется на имидж губернатора, социологические исследования, поздравительные открытки и прочую бутафорию.

Вместе со спешащими покинуть регион гражданами, с вопросом «как выживать в таких условиях?» с занимаемых должностей бегут главы муниципалитетов. Так, после проверки со стороны краевого Минфина, бюджет Советско-Гаванского района оскудел на 20 миллионов рублей. Глава муниципалитета попросил у губернатора отставки, признав, что оставшихся средств недостаточно для подготовки к отопительному сезону, а школ и детских садов — к началу учебного года.

«Да, были кредиты, которые брались ещё при прежнем руководстве района, да долги нужно отдавать. Но и к зиме район готовить надо, школы, садики, зарплата — тоже надо! А они мало того, что не предпринимают никаких мер по разблокировке счетов района, уклоняются от оплаты топлива, ещё и приехали с проверкой и ещё 20 миллионов с района сняли. Последнее уже! Мы хоть какие-то дыры могли заткнуть!», — рассказывал информационным агентствам глава Советско-Гаванского района Юрий Бухряков.

Обозначая целевые ориентиры в стратегиях социально-экономического развития, правительство Хабаровского края рассчитывает, что до 2030 года рост численности населения достигнет отметки 1 600 тысяч человек, ожидаемая продолжительность жизни — 80 лет. Многие показатели даже выше тех, что установлены Указом президента о национальных целях и стратегических задачах развития РФ. Как собирается это делать Хабаровск в нынешних условиях не совсем понятно. Достижение целевого ориентира возможно хотя бы при условии выполнения запланированных государством мер по развитию системы здравоохранения, но…

При этом чиновники рапортуют об увеличении населения Хабаровска, порой забывая упомянуть, что ежегодно край теряет несколько тысяч жителей. На начало января прошлого года в Хабаровском крае официально зарегистрировано 1328,3 тысячи человек. Планировалось, что в 2019 году за счёт естественного прироста эта цифра вырастит на тысячу. Реальные цифры сегодня говорят об обратном. По данным Хабстата за 2019 год общая численность населения края сократилась и составляет 1321,5 тысячи. В минувшем году пределы края покинули 58 143 человека, самые популярные направления — по-прежнему юг и запад России (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Калининградская область.

Надежды вытащить регион из демографической ямы амбициозное правительство не теряет. Реально ли это сделать, если учесть что цифры миграционного прироста населения края ежегодно выходит со знаком «минус», и от года к году минус становится всё больше. Впрочем, по мнению хабаровских чиновников результат «плюс» 162 человека в год, важнее потерь. А их, как мы уже отметили, тысячи.