Posted 26 мая 2017,, 21:53

Published 26 мая 2017,, 21:53

Modified 14 декабря 2023,, 16:07

Updated 14 декабря 2023,, 16:07

Учёные придумали, как остановить «левое» строительство в Академгородке

26 мая 2017, 21:53
Земля в пригороде Владивостока много лет является причиной судебных споров

Буквально через месяц во Владивостоке начнётся суд по иску прокуратуры к Дальневосточному отделению Российской академии наук. Стражи закона хотят, чтобы учёные поставили свои земли в районе Академгородка на кадастровый учёт. Дело в том, что в ДВО РАН до сих пор этого не сделали. По мнению правоохранителей, такое положение вещей нарушает закон.

Без постановки на кадастровый учёт федеральная земля остаётся без защиты от злоумышленников. Поводов для подобных заявлений у прокуратуры хватает – весь последний год ДВО РАН сотрясают различные «земельные» скандалы: вырубка леса, строительство коттеджа и огромного жилого комплекса рядом с научными корпусами. Намерения у представителей власти исключительно благие. Однако сама ситуация с академической землёй сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Первые проблемы

Территорию Академгородка – огромный участок в 545 гектаров – передали академии в бессрочное пользование ещё в 1971 году. Постановление тогдашнего горисполкома действует по сей день. Так что долгое время учёные припеваючи жили в своём наукограде, вообще не думая ни о каких земельных проблемах. Однако Советский Союз канул в Лету, времена и законы изменились. Участок теперь нужно было ставить на государственный учёт. Впрочем, вплоть до начала «нулевых» этого никто не сделал. Причину сейчас назвать трудно – но, скорее всего, это было связано с многочисленными изменениями, которые произошли в российском законодательстве. Об этом корреспонденту РИА «Восток-Медиа» рассказала юрист ДВО РАН Анна Куркина. «Вплоть до 1998 года в нашем законодательстве отсутствовало такое понятие, как «ранее возникшее право». То есть мы не могли претендовать на земельный участок, опираясь на старые документы. Это наиболее очевидная причина», - рассказала она. Всё, что сделали в ДВО РАН в девяностые, – составили схему внешних контуров территории Академгородка.

А в самом конце «лихого» десятилетия у ДВО РАН начались проблемы с владивостокскими властями. Как рассказала Анна Куркина, чиновники стали попросту игнорировать тот факт, что академия является бессрочным владельцем своей земли. Учёные то и дело судились с властями. А порой возникали довольно абсурдные ситуации – например, когда учёным выписывали разрешения на пользование их же землёй.

«Наступление» властей продолжилось и в «нулевых». В 2001 году мэр Юрий Копылов вовсе решил отменить документ, бессрочно передающий земли Академгородка в пользование ДВО РАН. «Он решил, что документ от 1971 года утратил силу. При этом никаких полномочий для этого у Копылова не было. Академии два года пришлось судиться, чтобы доказать неправомерность действий мэра», - рассказала Анна Куркина.

«Зачем вам столько земли?»

В последующие несколько лет Дальневосточное отделение медленно, с неизбежными проволочками готовило свой земельный участок к оформлению. Всё это время шли суды, связанные с незаконным строительством и выделением земель на территории Академгородка. Работа практически завершилась к 2008 году, когда власти преподнесли учёным новым сюрприз. В силу вступил новый закон о кадастровом учёте. Одной из главных его новаций стало исчезновение из законодательства такого понятия, как «единое землепользование». Оно применялось для участков, разделённых на несколько частей – например, автомобильной дорогой. Ранее такую территорию можно было зарегистрировать под одним кадастровым номером.

Теперь же каждый оформляемый земельный участок должен быть монолитным, а территории единого землепользования надо было делить. Из-за этого фактически вся земельная работа ДВО РАН пошла насмарку. К 2008 году институты разрослись, каждый из них стал отдельным юридическим лицом. То есть Академгородок фактически превратился в лоскутное одеяло. Оформить всю эту территорию в единый участок теперь было просто невозможно. В ДВО РАН пошли по единственно возможному пути – каждое учреждение оформляло землю отдельно. Руководители институтов сделали план разграничения земли, куда вошли и пустующие территории – это был своеобразный задел на будущее. Однако когда схему будущих участков предоставили работникам владивостокской мэрии, начались проблемы.

«Учёных начали спрашивать – а почему вы берёте так много земли? Вам же достаточно полтора метра от порога, остальное лишнее. Доходило до смешного – учёным приходилось доказывать, что их мусорные контейнеры принадлежат им. Под это же тоже выделялась земля».Анна Куркина

Чаще всего институтам сообщали: мол, если не уменьшите свои требования на землю, участки вам не оформят вообще. Некоторые соглашались, некоторые – шли в суд. Так что некоторые научные учреждения ДВО РАН оформили участки, по размеру едва ли превышающие контуры своих зданий.

Хаос реформ

И без того непростую ситуацию усугубило введение территориальных зон. В кадастровой карте появились знакомые многим обозначения «Ж-5», «Р-2» и так далее. Полезное, в общем-то, начинание во Владивостоке породило настоящий хаос. «Территориальные зоны Академгородка установили, как бог на душу положит. Принцип, которым руководствовались составители, мне непонятны до сих пор. Границы территориальных зон порой пролегают даже через здания. Так, котельная ДВО РАН частично находится в зоне рекреации, частично – в зоне промышленной застройки», - рассказала Анна Куркина. Это решение вызвало очередную волну судебных разбирательств. Поводов было предостаточно – например, прибрежную территорию Института морской биологии перевели в разряд «общественных пляжей». А речь, к слову сказать, шла об огороженном участке, на котором располагались водолазные станции.

Кроме того, подобная мешанина из территориальных зон ещё сильнее усложнила оформление академической земли – слишком уж разное предназначение было у отдельных участков. Помимо этого, сказывалась нехватка денег. «ДВО РАН финансируется на основе госзадания, то есть деньги выделяются на определённые цели. Оформление земли в них не входит. На эти цели никто не хочет выделять деньги, предлагают тратить внебюджетные средства. Но проблема в том, что весь небольшой внебюджет отделения расходится на другие необходимые нужды», - объяснила Анна Куркина.

А в 2013 году академию наук начали реформировать. Фактическое управление научными организациями, подведомственными РАН, перешло к Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). Это организация из числа чиновников, к которой перешли все полномочия по распоряжению имуществом и финансами академии. Денег у ДВО РАН стало ещё меньше – как и возможностей для кадастрового оформления своей территории. Словом, данную ситуацию не изменит даже самое огромное желание учёных – требования прокуратуры, по сути, невыполнимы.

Варианты всё же есть

Стоит отметить, что сотрудники академии подробно объясняли всё вышеописанное работникам ведомства. Ещё в декабре 2016-го прокуратура Ленинского района Владивостока отправила им предписание с требованием оформить землю. Юристы ДВО РАН дали на него обстоятельный ответ, в котором объяснили, почему это требование невозможно выполнить. Районного прокурора он удовлетворил, а вот краевого – нет. Приморская прокуратура потребовала подать исковое заявление в суд – что и было сделано.

В то же время у учёных есть свой вариант решения земельных проблем на Академгородке. Во избежание дальнейших конфликтов можно просто перевести землю, занятую объектами и участками ДВО РАН, в территориальную зону научно-исследовательских учреждений. То же самое касается и пустующих территорий в границах Академгородка. Этот шаг сделает невозможным любое «левое» строительство на академической земле. По словам Анны Куркиной, в этом году данный вариант должны реализовать. «Мы отправили наше предложение властям. Его рассмотрели. Более того, нам пообещали, что его выполнят. Эта мера позволила бы вообще не волноваться по поводу нашей земли, защитит её от посягательств. Наверное, заодно отпадёт надобность в кадастровом учёте», - рассказала она. Изменение территориальных зон во Владивостоке произойдёт в октябре – так что, скорее всего, учёным нужно просто немного потерпеть до осени.

"