Posted 17 мая 2021, 05:22
Published 17 мая 2021, 05:22
Modified 1 сентября 2022, 03:05
Updated 1 сентября 2022, 03:05
Набираем обороты
Наш разговор с Аленой Даценко, директором Приморской краевой картинной галереи, разумеется, начался со взгляда в прошлое, ведь связь между вчера и сегодня — это одна из главных задач нашего художественного музея.
— Алена Алексеевна, какие важные вехи в развитии галереи вы бы отметили?
— Первое и самое важное, на мой взгляд, то, что мы сумели отвоевать ту часть здания, которая много лет была занята сторонними организациями. За это галерея билась почти 40 лет. Вроде бы и немного — 600 квадратных метров, но для нас это чрезвычайно важно — дополнительные выставочные пространства, а их нам очень не хватает.
Вторая веха — пусть там все идет сложно и с пробуксовыванием, но все же — это здание на Светланской, 38\40, где уже есть проект реставрации, решен вопрос о переселении медучреждения, но процесс идет очень медленно. Однако есть надежда на то, что в будущем это здание будет оборудовано в соответствии со всеми музейными нормами.
Очень вырос уровень работы галереи. Мы сотрудничаем с региональными и федеральными музеями, с зарубежными галереями; работаем с приморскими авторами и художниками, ведем большую научную деятельность. Да, нам бы хотелось сделать ее еще более масштабной, набирать обороты. Есть планы, идеи, стратегии развития — и все это требует поддержки власти. Отмечу, что в целом наши чаяния всегда находили и находят отклик в правительстве Приморского края, думаю, что мы и дальше будем ощущать эту поддержку, в том числе со стороны губернатора.
Конечно, главная проблема галереи в том, что мы свое региональное, приморское искусство — при том, что мы носим название Приморской картинной галереи, не можем представить на постоянной основе в наших залах, и это очень грустно. Наша коллекция приморского искусства составляет примерно треть фондов… В последние годы мы активно работаем с меценатами, с наследниками, пополняя фонды. Например, несколько лет назад получили большую коллекцию работ Анатолия Заугольнова. Это наша задача и стратегическая линия — представить творчество приморских художников максимально полно, как единый процесс развития приморского искусства, без лакун. А лакуны есть — отчасти они связаны с особенностями того или иного времени (с идеологией или, например, с тем, что в 90-е у нас просто не было финансирования на приобретение работ)…
— Галерея ведет активную выставочную деятельность и активно сотрудничает с музеями по всей России, вот как раз сейчас в залах представлена выставка из сокровищницы Нижегородского художественного музея… А насколько часто путешествуют по стране — или миру — картины из фондов самой Приморской галереи?
— Мы постоянно участвуем в выставочных проектах коллег. Например, сегодня наш замечательный Роберт Фальк экспонируется в Третьяковской галерее. Осенью несколько работ из наших фондов — Кандинский, Шагал — уедут на выставку в музейный комплекс «Новый Иерусалим». А мы получим в обмен работы этих же художников из фондов «Нового Иерусалима» и интегрируем их в постоянную нашу экспозицию.
Еще пример. В зале маринистики у нас сейчас нет ни Судковского, ни Поленова — они уехали в Комсомольск-на-Амуре, в музей изобразительных искусств, у них тоже юбилей в этом году, так что мы придумали совместный проект, ждем от них выставку японского художника, который прошел АмурЛАГ…
Мы готовим большой проект по приморским художникам, он будет показан в Хабаровске, в Дальневосточном художественном музее. Мы предложили им представить приморское искусство и получили положительный отклик.
— Вы и в Ночи музеев традиционно участвуете…
— Естественно! Это для нас не просто традиция, а любимая традиция. В этом году она посвящена звукам в музее, и мозговой штурм, который мы провели с волонтерами галереи, был весьма серьезный. Мы традиционно вышли на наших партнеров — музыкантов, артистов, — которые и примут участие в ночи на площадках галереи, позволяя сделать посещение музея в это время менее классическим, что ли…
— Вы много работаете с волонтерами, кроме того, в галерее организован эндаумент-фонд… Стараетесь мыслить на перспективу…
— Модель эндаумент-фонда (сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций. — прим.ред.) — это стратегический взгляд в большое будущее. Впрочем, работая в музее, нельзя мыслить иначе. Ведь сегодня мы являемся хранителями того, что много лет назад собиралось именно с целью передачи следующим поколениям… Поэтому в будущее смотрим и мы, создавая то, что будет работать в перспективе на картинную галерею…
Эндаумент-фонды работают не одно столетие, в России первый фонд такого рода был создан еще в прошлом столетии в Эрмитаже. В основном эндаумент-фонды создавались в нашей стране в крупных федеральных музеях, таких, как Петергоф, Пушкинский музей и так далее… Но нас это не остановило, мы вдохновились примером Омского музея имени Врубеля, красноярского музея имени Сурикова. Светлана Руснак, заместитель директора Приморской краевой картинной галереи по развитию, прошла даже обучение в Сколково на эту тему. Сформированная в итоге в Приморье модель уникальна, потому что наш эндаумент-фонд поддержан Приморской торгово-промышленной палатой, что позволяет нам интегрироваться в бизнес, который работает на Дальнем Востоке России… Уже есть потенциальные участники фонда. Но это работа не из тех, когда создал что-то и сиди отдыхай. Это постоянный поиск, общение, сотрудничество. Фонд должен работать, развиваться, приносить накопления, давать больше процентов, которые мы в итоге можем тратить. Мы намерены направлять доход от фонда на приобретение коллекций, поддержку совместных с Эрмитажем проектов… Будем стараться.
— Галерея активно работает в области инклюзии, это так?
— Да, инклюзия широко поддерживается государством, у наших музейных коллег есть огромный опыт, которым мы не преминули воспользоваться и стали работать в этом направлении. Сначала это была работа со слабовидящими, мы сделали различные программы, прислушиваясь к рекомендациям людей с ограничениями по зрению, к опыту коллег.
Затем появилась программа для слабослышащих, мы приобрели видеогиды — замечу, что мы один из немногих музеев в стране, у которых они есть. Скажу честно, записать ролик об искусстве на языке жестов в нашем крае оказалось невозможно, просто нет специалистов, которые бы владели языком жестов на таком уровне. Мы обратились в центр современного искусства «Гараж» в Москве, где как раз есть опыт работы с видеогидами, и там нам помогли. Ролики нам — по нашему описанию — записали там. Средства на это мы выиграли по гранту компании FESCO. И записали 10 роликов, которые очень востребованы. Теперь мы хотим записать еще несколько. Осталось только найти поддержку.
Конечно, многие наши проекты поддерживаются правительством Приморского края: например, выставка Зинаиды Серебряковой, Дни Эрмитажа и многое другое… Но планов и проектов у нас много — поэтому мы и ищем меценатов, спонсоров…
Такое большое «Наследие»
— Какие главные события ознаменуют юбилей галереи?
— Во-первых, это проект «Наследие», в рамках которого мы с коллегами серьезно анализируем наше приморское искусство.
Помимо регулярных выставок памяти художников — Ивана Ионченкова, Кирилла Шебеко, Ивана Рыбачука, Анатолия Телешова и других — мы занялись каталогизацией работ приморских художников, например, выпустили полный каталог работ Виктора Шлихта, куда вошли не только наша коллекция, но и всех музеев Дальнего Востока, и частных коллекционеров… Это повод для гордости!
Также мы занимаемся возвращением работ приморских художников на родину. За последние пять лет мы вернули во Владивостоке три картины Карла Каля, созданные художником именно в нашем городе…
Ведем переговоры по поводу передачи нескольких работ Василия Баталова, который был основателем первой художественной школы во Владивостоке, в наши фонды. К 135-летию Баталова мы готовим большую выставку его работ, в 2024 году, ведем переписку с музеями страны, где хранятся его картины. Ведь это наша задача — показать масштаб тех личностей, которые стояли у истоков приморской художественной жизни.
Еще один «росток» проекта «Наследие» — видеоинтервью «Монолог художника». Работая с архивами, мы столкнулись с тем, что очень трудно найти записи интервью — телевизионных или радио — с тем или иным художником. Были прекрасные программы на нашем ТВ, целый цикл снимала в свое время Виктория Подлесная, но, увы, многое уже не сохранилось. И мы поняли, как важно успеть зафиксировать, успеть поговорить, сохранить для потомков… Мы записали нескольких приморских живописцев почтенного возраста, к счастью, успели запечатлеть в прошлом году, например, Геннадия Омельченко, который в марте этого года ушел из жизни.
Всего у нас снято восемь фильмов, какие-то уже смонтированы, какие-то еще в работе.
Хочу рассказать и о проекте «Неоткрытые острова». Порой так складывается жизнь, что художник уходит в педагогику, например, не ведет активную выставочную деятельность, кто-то не выставляется по принципиальным соображениям, но его творчество знают и любят… Например, Михаил Шапкин, замечательный мастер, но ни одной его работы нет у нас в коллекции… Или Олег Григорьев, замечательный художник-педагог, которому благодарны сотни его выпускников. А какой это был мощный художник! Вот о таких мастерах и рассказывает проект «Неоткрытые острова».
Кульминацией проекта «Наследие» станет издание альбома приморского искусства. Нам есть, чем гордиться, и мы это покажем!
— А если говорить о выставках?
— Давайте считать — «Немного Фаберже», выставка Даши Намдакова, выставка Зинаиды Серебряковой, выставка «От Саврасова до Малевича», выставка Анатолия Телешова, — это то, что уже состоялось!
Намерены представить очень полно творчество Валентина Серова, одного из величайших художников-портретистов России… Мы уже получили согласие наших коллег из многих музеев России — они предоставят работы. Совместный проект с Эрмитажем — будут представлены кубки из наутилуса, раковины из драгметаллов, словом, тема выставки будет крутиться вокруг раковин, откроется совсем скоро, в июне.
Готовим уже не первый год — работу пришлось притормозить из-за пандемии — выставку венецианской живописи из коллекции «Сан-Пауло Интеза». Выставка будет открыта в сентябре. Состоятся и Дни Эрмитажа.