Posted 30 октября 2017, 07:02
Published 30 октября 2017, 07:02
Modified 1 сентября 2022, 07:33
Updated 1 сентября 2022, 07:33
В Приморье выявляемость случаев первичного заражения ВИЧ снизилась на 8,8 % и составила 3,1 на 1000 проведённых обследований. Такими, отчасти радостными, цифрами представитель краевого Роспотребнадзора открыла круглый стол, посвящённый вопросам групп риска и профилактики ВИЧ-инфекции. До абсолютного нуля ещё далеко, и ситуация всё ещё напряжённая. В теории достичь цифр, близких к этой отметке, можно, сообщает РИА «Восток-Медиа».
В Европе ВИЧ давно перестал восприниматься, как чума века. Прогрессивное европейское общество последние 10 лет относится к этой инфекции, как к обычному хроническому заболеванию. Ещё в 2015 мировое сообщество называло Россию «страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире». Именно так наше государство охарактеризовали в докладе ЮНЭЙДС -структуре ООН по профилактике этого заболевания.
Сегодня медицина шагнула далеко вперёд, уверяют приморские специалисты. Дефицита лекарств нет и быть не может. Основная проблема – вовсе не медицинского характера.
«Это проблема, прежде всего, социальная. Во многих регионах страны прекратили своё существование градообразующие предприятия, на которые молодежь пошла бы работать. Соответственно, чем заняться? Спустить деньги, которые дают родители, на самые легкие удовольствия – наркотики и случайный секс. В Приморье, например, около 52 % ВИЧ-инфицированных указали употребление внутривенных наркотиков возможным способом заражения», - комментирует заведующая отделом методической и профилактической работы центра профилактики и борьбы со СПИД Анастасия Черникова.
Существует определённый процент людей, которые ждут результат повторных анализов. Перепроверку назначают в том случае, если риск заражения был, но с этого момента прошло слишком мало времени. Этот период называют «серонегативным окном». Цифры желающих узнать свой ВИЧ-статус в Приморье растут, но очень незначительными темпами.
«Чтобы нам достигнуть европейского уровня, нужно два главных показателя вывести на европейский уровень: 90 и 90. Что это значит? Первый показатель – 90 % населения должны знать свой ВИЧ-статус, 2-й показатель – 90 % должны быть обследованы, - сказала главный специалист-эксперт отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Приморью Татьяна Ельчанинова. – У нас в Приморье пока только 20 % обследуется ежегодно, и этот показатель нужно повышать. Основная статистика тут идёт, конечно, за счёт тех, кому анализ показан обязательно: беременные женщины, их мужья и представители некоторых профессий. Согласно государственной программе, в 2017 году мы должны охватить уже 21 % населения. Это стратегия государства, и эта цифра повышается каждый год».
Обязательному обследованию в России подлежат и иностранные граждане. Специалисты проверяют их каждые три месяца. Эти показатели не считаются плановыми. Однако среди них выявляемость резко снизилась. Те, кто получил положительный результат, подлежат обязательной депортации. Гостям из ближнего зарубежья об этом прекрасно известно. Поэтому те, кто знает о своём статусе, попасть на заработки в Россию пытаются крайне редко.
Эксперты уверяют, что сегодня в Приморье регистрация новых случаев ВИЧ-инфекции несколько снижается. Кривая числа вновь инфицированных в популяции поползла вниз. К примеру, среди беременных этот показатель упал до 0,09 % из всех случаев обследования, а среди подростков - до 0,2 %.
«Инфицированные подростки – особая категория. Они – максималисты, переживают гормональный взрыв и думают, что могут покорить весь мир. Им кажется, что они вылечились. Они перестают принимать препараты или принимают их нерегулярно. Это приводит к печальным последствиям, - комментирует заведующая отделом методической и профилактической работы центра профилактики и борьбы со СПИД Анастасия Черникова. – В Европе на государственном уровне утверждено понятие полового воспитания растущего поколения. В нашей стране пока такого нет, и, наверное, родителям стоит задуматься об этом внутри семьи. Ведь половое созревание девочки начинается в 11 лет. К 14 некоторые уже рожают. Зачем доводить до крайностей, если можно просто поговорить с ребенком. Объяснить ему, какие последствия могут быть от его необдуманных, импульсивных действий».
Специалисты уверены, что дети всё понимают. Главное – не опоздать и подобрать нужные слова.
«Я как-то наблюдала такой случай в Артёме, когда шёл мальчик маленький с дедушкой. На дороге валялся шприц. Мальчик его поднял и начал тыкать дедушке в ногу. Я понимаю, что ВИЧ он его заразить не мог, но есть масса других болезней, которые можно передать таким путем, - рассказывает равный консультант Олеся Куркина. – Вот почему я пришла к своей работе с открытым лицом, потому что сама испытала опасность заражения родных, когда порезала руку на отдыхе на природе. Своих детей я стараюсь уберечь и предупредить обо всём. Они всё прекрасно понимают, если правильно рассказывать. Я просто доношу им, что есть такое заболевание, которое не определяется сразу, но может серьезно напакостить в организме и навредить родным. Дети должны знать, как себя защитить от невидимого врага».
В норме в крови человека содержится около 1100 клеток CD4 – элементов-показателей иммунного статуса. Обычно, их число начинает снижаться через 2-3 недели после заражения. Когда иммунитет начинает бороться с вирусом, количество CD4 опять повышается. Через 3-6 месяцев показатель стабилизируется. Это называется контрольной точкой. После этого CD4 начинают стабильно снижаться. Примерно на 50 клеток в год. Этот показатель тоже относительный. Скорость падения клеток зависит от возраста, состояния иммунитета, образа жизни.
«Сейчас терапию принято назначать, когда количество CD4 падает до уровня 300-400 клеток, но мы идём к тому, чтобы начинать блокировку вируса сразу после его выявления. В Европе так делают с 2015 года, - объясняет заведующая лечебно-профилактическим отделом центра профилактики и борьбы со СПИД Светлана Ермолицкая. – То есть, когда инфекция уже выявлена, нам нужно узнать, в какой стадии она находится? В каком состоянии иммунитет, и какое количество вирусной нагрузки? В зависимости от этого будет решаться вопрос, нуждается ли человек в лечении или какое-то время еще можно наблюдаться».
«Я живу с ВИЧ-инфекцией уже 19 лет и всем я говорю, что я – ВИЧ здоровая. Может, когда-нибудь я скажу, что я абсолютно здоровая, потому что у меня сегодня более 900 клеток CD4, - рассказывает равный консультант Олеся Куркина. – Когда я узнала о своем диагнозе, я два года себя просто хоронила, но мне всё никак не умиралось. В итоге, я дважды вышла замуж, у меня дети и внуки. Важно переломить свои страхи и идти дальше. Я благодарна тем людям, которые идут навстречу. Вот в Артёме администрация очень активно нам помогала проводить встречи и мероприятия, выделяла волонтеров. Это очень важная работа. Хотелось бы, чтобы общество начало относиться к ВИЧ, как к хроническому заболеванию, коим он и является, а не как к проказе».
Эра препаратов высокоактивной антиретровирусной терапии, как ее между собой называют специалисты, началась примерно в 2005 году. Борьба с инфекцией вышла на новый уровень. Развернулась активная кампания по информированию населения и пропаганде профилактики ВИЧ. Первыми называть её смертельной перестали медики. За ними «эстафету» подхватили и сами инфицированные. Постепенно, панического страха перед инфекцией в обществе становится меньше. К сожалению, иногда бесстрашие принимает абсурдные формы.
«Мы столкнулись с такой семьей диссидентов в Приморье. У них ведущую роль играет мужчина, и беременная жена под его давлением отказалась принимать препараты, зная о своем ВИЧ-диагнозе. С большим трудом удалось уговорить её на курс профилактического лечения ребёнка. Он должен осуществляться для защиты новорожденного до 30 дней. Иначе последствия могут быть трагичными. Очень важно вовремя и правильно помочь ему лекарствами, - комментирует заведующая лечебно-профилактическим отделом центра профилактики и борьбы со СПИД Светлана Ермолицкая. - В нашем поле зрения таких семей три. Но, наверное, диссидентов в Приморье намного больше. Непросто работать и с людьми набожными. Они твердо убеждены, что их лечит Бог, и препараты им не к чему».
Подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных в Приморье (88,8 %) – активное работоспособное население в возрасте 20-50 лет. Из них 48 % - люди 30-40 лет.
«У нас растёт и группа ВИЧ-инфицированных пенсионеров, хотя максимальная заболеваемость в группе от 20-50 лет. У нас появляются бабушки и дедушки, которые в силу каких-то обстоятельств, чаще всего, перед операцией, сдали кровь, и приходит положительный результат, - отмечает сотрудник СПИД-центра. - И тут то и начинаются семейные трагедии. Они просто с ней уже прожили лет 15, и она себя никак не проявляла. Вот им тоже непросто объяснять. Они-то ещё помнят страшные сказки 25-летней давности о смертельном диагнозе».
Много уже сделано и еще больше предстоит сделать, считают сотрудники краевого СПИД-центра. Тысячи людей по всей стране ежедневно работают, чтобы победить стереотипы, мифы, страхи, заблуждения и саму инфекцию. Пока говорить о полном исцелении от ВИЧ не приходится. Но современная медицина уже победила СПИД – стадию, когда инфекция разрушает иммунитет до необратимых последствий.
Приморье тоже может и должно гордиться маленькими победами над ВИЧ. В региональной статистике источников заражения ВИЧ нет случаев инфицирования в медицинских учреждениях. Ни одного. Никогда. И не будет, уверены краевые специалисты. Когда общество окончательно поумнеет, и стереотипы останутся далеко в прошлом, специалисты смогут наблюдать стремительное падение грустной статистики по всем её направлением.