Posted 27 марта 2019, 03:23
Published 27 марта 2019, 03:23
Modified 1 сентября 2022, 02:57
Updated 1 сентября 2022, 02:57
Уже почти три года город живёт – по большому счёту – как сирота при живых родителях. Начавшееся с ареста Игоря Пушкарева экономическое и политическое пике Владивостока грозило перейти в самый настоящий «штопор» и привести к катастрофе. Бесконечная череда «исполняющих обязанности» часто не приносила городу ничего хорошего.
Казалось бы, в конце 2017 года свет в конце туннеля почти что забрезжил: Дума Владивостока выбрала из нескольких десятков претендентов главу города – бизнесмена Виталия Веркеенко. И поначалу складывалось ощущение, что новый глава резво и деловито взялся за работу. Увы, это были лишь надежды… Виталий Веркеенко оказался «фейсбучником», успевавшим в рабочее время и посты писать, и комменты оставлять; популистом, человеком, который легко разбрасывается обещаниями, не задумываясь над тем, кто и как будет их исполнять (достаточно вспомнить историю со зданием старого китайского театра, например, или упорное стремление Веркеенко перенести «не знаю, куда-нибудь» ярмарку с центральной площади города). Меньше чем за год выяснилось, что упорный, тяжёлый, с ненормированным рабочим днём труд Веркеенко не по силам (в одной из бесед с журналистами он рассказывал, что в своей фирме работал в целом не более четырёх часов в день). И перед самым началом отопительного сезона, осенью 2018 года, он ушёл в отставку по собственному желанию, разочаровав многих жителей Владивостока. Город остался без главы, мало того – три года политической турбулентности привели к тому, что и вертикали власти во Владивостоке уже не было. Олегу Кожемяко, который как раз в этот период стал губернатором Приморья, пришлось выстраивать её с нуля.
И потому, когда Дума города объявила открытым очередной конкурс на «замещение вакантной должности», а если быть менее официальным – на пост главы города, владивостокцы с надеждой и тревогой следили за тем, как этот самый конкурс проходит, кто заявляет свои кандидатуры. Очень не хотелось получить «на руки» от думцев ещё одного мечтателя, для которого Владивосток в первую очередь – площадка для эксперимента, обсуждаемого в «Фейсбуке», а не город с живыми людьми. Запрос от жителей города в Думу шёл чёткий и ясный: Владивостоку нужен человек, который будет строить дороги и школы, разбивать скверы и парки, заниматься ещё тысячей других дел; при этом он сможет не зацикливаться на текущих хозяйственных делах, будет ясно понимать перспективы нашего города как столицы ДВФО и мыслить масштабно.
Конкурс прошёл – и это подчеркивают все политические обозреватели – открыто, достойно и с соблюдением всех нюансов закона. Другой разговор, какими они были, эти 39 претендентов, допущенных ко второму туру. Когда кандидаты выступили перед депутатами Думы со своими программами, сразу стало ясно, что едва ли не две трети заявившихся вовсе не собирались реально руководить Владивостоком. Мало того, они были бы сильно напуганы, если бы вдруг их выбрали на должность главы города. Нет, 80 процентов из тех, кто выступал в Думе, на самом деле хотели чего угодно: заработать политический капитал, поговорить 15 минут о наболевшем с пусть небольшой, но трибуны; заявить о себе в политике. Кто-то пришёл просто «прикола ради» (например, записывая своё выступление перед депутатами на видео, чтобы выложить на Ютубе). Но никто из них не имел ни малейшего представления, что такое работа главы города и зачем она нужна. Особенно отличился в этом плане «общественник» Сергей Мильвит, который как многим кажется, пошёл в мэры только ради «хайпа» и личного пиара, попутно настроив против себя почти всех городских журналистов и блогеров.
Не случайно председатель конкурсной комиссии вице-губернатор Антон Волошко, не скрывая усмешки, сообщил кандидату, что члены комиссии конкурировали за право задать «певцу» Мильвиту вопрос. Кажется, в городской политике, после фееричного похода Мильвита в мэры, надолго закрыта вакансия штатного «шута».
Можно в определённом смысле посочувствовать депутатам Думы и членам избирательной комиссии, которые должны были всерьёз анализировать то, что слышали.
Разумеется, среди всего этого потока желающих хайпануть были и те, кто пришёл на конкурс потому, что радеет за Владивосток, любит родной город и искренне хочет работать на его благо. И депутаты сразу это почувствовали. Можно сказать, что тройка финалистов – Олег Гуменюк, Кирилл Григорьев и Александр Юртаев – была в определённом смысле очевидной. Их выступления – как и ещё нескольких претендентов – на фоне многих прочих звучали разумно, деловито, чётко.
В числе фаворитов «мэрской гонки» наблюдатели ещё с самого начала называли Олега Гуменюка. И тому были вполне логичные причины: он является представителем команды губернатора, Олег Кожемяко постоянно поддерживал человека, который в тяжёлое для города время стал у руля и в целом очень достойно справлялся со своими обязанностями: работал без оглядки на конкурс, не стремился никому понравиться и в то же время не влезал в политические скандалы в социальных сетях и масс-медиа.
Главу Владивостока выберут 28 марта, однако в целом можно сказать, что результат более или менее известен. И это хорошо – горожане откровенно устали жить в ситуации безвластия, надеются на стабильность, а что может быть стабильнее, чем работа человека, который начал руководить городом в тяжёлый момент, делал своё дело и во время конкурса и сейчас продолжает работать.