С начала года практически во всех регионах страны произошло внедрение мусорной реформы. Её суть заключается в том, что теперь за раздельный сбор ТБО отвечают региональные операторы, а не муниципальные службы. В перспективе эти операторы будут не только вывозить мусор, но и заниматься раздельным сбором и переработкой. Пока всё работает абы как — тарифы растут, люди страдают.
Первым звоночком неэффективности нововведения стал мусорный коллапс, случившийся во многих российских городах, где старая схема вывоза мусора уже отмерла, а новая ещё не заработала. Три месяца беспросветного «внедрения реформы» показало, что, несмотря на смену поставщика услуги, её качество осталось на прежнем уровне.
История новой реформы началась 31 декабря 2017 года, когда президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новой системе обращения с отходами. Субъекты получили год для того, чтобы подготовиться к нововведению, провести конкурсы для компаний, отвечающих за вывоз мусора, просчитать варианты развития событий. И не подготовились. В Приморье мусорную реформу вообще не приняли, краевые власти дальновидно выбили отсрочку до 2020 года, так как сегодня реформировать попросту нечего.
Мусорный кризис для Дальнего Востока, это состояние обычное, для его достижения даже не нужно принимать никаких реформ. В 2018 году власти закрыли мусороперерабатывающий завод, который мозолил глаза и пах в носы жителям района Второй речки и город стал испытывать неожиданную нехватку мест для складирования мусора. Внедрение мусорной реформы в такой острый для Владивостока момент было бы чревато настоящим коллапсом.
Главной проблемой внедрения новой реформы был тот факт, что в некоторых районах края мусор пришлось бы вести аж за 200 километров от места вывоза, что, несомненно, отразилось бы в платёжках граждан. Сегодня администрация Приморского края уже нашла выход, чиновники планируют установить 12 мобильных комплексов обезвреживания коммунальных отходов в удалённых районах, построить шесть полигонов для мусора и реконструировать ещё четыре.
В регионах, где мусорная реформа проработала минувше три месяца, кипят нешуточные страсти. Рекордсменами по стоимости стали тарифы в Калужской области, там жители платят за вывоз мусора примерно 182 рубля с носа. Сами платёжки тоже удивляют плательщиков не только сильно возросшими цифрами, но и странным наполнением. Некоторые операторы пропечатывают пустые графы, другие удваивают суммы. В Уфе, с внедрением новой реформы произошло настоящее чудо — в платёжках повоскресали давно погибшие родственники.
Чище в регионах-первопроходцах не стало, мусор копится в контейнерах вне зависимости от количества нулей в платёжке. Любопытно, что пока жители регионов, пострадавших от внедрения реформы, митингуют, в аукционах на право оказания услуг по вывозу мусора участвуют компании, созданные прямо перед аукционами, с минимальным УК в 10 000 рублей и без собственного автопарка. И выиграв аукцион, такая компания сможет привлекать к работе подрядные организации. То есть получается, что эта распиаренная реформа, на деле просто внедряет посредников в цепочку между потребителем услуги и поставщиком для получения больших прибылей.