Более того, становится ясно: коммуникация краевого центра и муниципалитетов, в первую очередь ответственных за мониторинг состояния жилого фонда, явно хромает.
В августе прошлого года на одном из совещаний в «белом доме» заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам ТЭК и ЖКХ Анатолий Литвинчук впервые признал публично, что цифры официальной статистики существенно занижены.
«В Хабаровском крае в настоящий момент около 106 тысяч квадратных метров признаны аварийными. Из них только 56 тысяч попали в программу по расселению из ветхого фонда, поскольку стали таковыми еще до 2017 года. Но эти цифры, безусловно, занижены. В Хабаровском крае ветхого фонда примерно 700 тысяч квадратных метров. Из них 90% — тоже аварийное жилье, которое пока таковым не признают, поскольку нет средств для переселения граждан. Сейчас мы готовим обращение, чтобы ускорить эту программу, а для этого необходимо выделить дополнительное финансирование», — говорил Литвинчук.
Всего по краю адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 2025 года предусмотрено расселение 59 790,90 аварийных квадратных метров. Власти сообщают, что новыми квартирами планируется обеспечить 6 663 человека — не только в Хабаровске, но и в Комсомольске-на-Амуре, Бикине, Советской Гавани, Николаевском, Ванинском, Амурском, Советско-Гаванском и Комсомольском районах.
«Размах» переселенческой программы становится ясным, если, к примеру, сравнить с планами чиновников в Республике Саха (Якутии). Там до 2023 году намерены расселить миллион квадратных метров старых бараков и временных бамовских щитовых домов.
Кроме того, в последнее время обозначилась еще одна правовая коллизия, которой власти начали пользоваться, чтобы снять с себя бремя обеспечения местного населения адекватными жилищными условиями. Рассчитывать на получение новых квартир могут лишь собственники развалюх. Однако в аварийном жилом фонде зачастую оказываются наниматели, которым городские или районные власти предоставляют квадратные метры по договорам социального или коммерческого найма.
Такой категории просто указывают на дверь. В патовой ситуации оказалась хабаровчанка Софья Котовщикова — несмотря на имеющуюся у нее «нерабочую» инвалидность, женщине в городской администрации дали на подпись документ о расторжении договора найма. Предложили обращаться в краевое министерство социальной защиты населения, где тоже не особо готовы помогать. Классический чиновничий пинг-понг без попытки вникнуть в проблемы.
Между тем ещё в сентябре прошлого года глава региона набирал медийные очки, заявляя о поручении муниципалитетам подготовить в течение месяца дорожные карты по расселению бараков. До сих пор обеспокоенные своей дальнейшей судьбой люди не знают, что их ждет. К 2025 году обещают расселить лишь те дома, которые признаны аварийными до 2017 года — а это лишь десятая часть реальной потребности.