По данным опросов ВЦИОМ, в целом положительно к полиции относятся 57% россиян, а 39% не доверяют слугам закона. Есть и небольшой процент тех, кто не может определиться. Проблему с доверием силовикам признали даже на высшем уровне: в ноябре 2019 года тогдашний премьер Дмитрий Медведев дал поручение всем силовым структурам, а также институту омбудсменов и Министерству экономического развития разработать пакет мер по повышению доверия предпринимателей к правоохранительной и судебной системам. Тогда же президент России Владимир Путин призвал руководство МВД работать на повышение доверия общества.
Однако пока эффективность работы российской полиции оценивается по методу «палочной системы», всегда остаётся поле для злоупотреблений и коррупции, считают аналитики. Эта система подразумевает постоянное сравнение показателей выявленных правонарушений с аналогичными показателями предыдущего года (АППГ).
«Если коротко — она обязывает полицейского (например) поймать больше наркоторговцев (например), чем в прошлом году. Таким образом, силовики во имя сохранения работы и карьерного роста должны брать преступников откуда угодно и возбуждать дела как угодно, если показатели плохие. Если они слишком хорошие, то это означает для начальства силовика рост преступности и проверки, тоже хорошего не сулящие. Поэтому это зло — закон охраняется исходя не из принципа неотвратимости наказания, а из принципа как бы угодить статистике и руководству», — комментирует адвокат Александр Железников. Эксперт считает, что «палочная система» в 2020 году преподнесёт россиянам ещё больше сюрпризов, чем в прошлом.
Примеры нелогичных или чересчур жёстких мер, связанных с введёнными ограничениями перемещений граждан из-за пандемии коронавируса у многих перед глазами. Так, в Саратове за получением пропусков на время режима самоизоляции выстроились длинные очереди перед районными администрациями — хотя, казалось бы, главная забота властей — минимизировать контакты и скопления людей. Другой пример неоправданной жестокости недавно подали московские полицейские, задержавшие на Патриарших прудах мужчину, гулявшего с собакой: животное при этом бросили в общественном месте без присмотра. «Новые Известия» вспоминают и нашумевшее видео с полицейскими, которые разъезжали по подмосковным дворам с заявлением в громкоговоритель о вводе комендантского часа, которого на самом деле не было и нет. Закономерно, что ложь и чрезмерное давление не могут вызвать уважения, а только озлобляют людей. Но пока «палочная система» в действии — сотрудники полиции вполне успешно отчитываются за подобные эпизоды: дескать, провели профилактические мероприятия, дабы не допустить распространения коронавируса.
Издание перечисляет основные страхи российских граждан, которыми люди делятся в мессенджерах и соцсетях. Многие боятся штрафов за нарушение строгих ограничений в перемещениях, эвакуации машин на штрафстоянку до конца режима изоляции, невозможности получить пропуск и, как следствие, вымогательства денег за возможность пойти в магазин, грабежей оставленных дачниками квартир. Есть и страхи, связанные с последствиями режима полной изоляции и пропускной системы: граждане опасаются продажи их персональных данных на чёрном рынке и того, что их физические перемещения и финансовые операции будут контролировать даже после спада эпидемии. В контексте этих опасений перед российскими силовиками возникает новый вызов: удержать авторитет своих ведомств среди населения, не дав оснований для упрёков в работе только на «красивую» статистику.