Есть ли планы у руководства компании по выправлению имиджа и как будет развиваться предприятие дальше, «Восток-Медиа» беседует с директором «Примавтодора» Алексеем Ширшовым.
Вы руководите «Примавтодором» уже полтора года. Как вы воспринимаете то, что компания является постоянным объектом для критики?
Он это заслужил. Точнее, не так. Конечно, я негативно отношусь к тому, что предприятие, которым я руковожу сейчас, постоянно критикуют. Но ситуация сложилась не за один год и были определенные моменты, которые повлияли на имидж организации. Была чехарда с руководством, были взяты кредиты, принят ряд управленческих решений, которые сейчас можно оспорить, — на все это отпечаток наложила и работа на саммите, когда с 2008 по 2012 года все силы предприятия были стянуты в одну точку. За это время мы «упустили» дороги края, которые надо было продолжать содержать. Да, мы построили объекты саммита, мы молодцы, но при этом мы создали ряд долгоиграющих проблем. Поэтому сейчас у жителей совершенно обоснованные жалобы, что дороги не соответствуют нормативным требованиям. Но я думаю, что мы исправимся. Любая критика — она является драйвером развития для разумных людей.
Мост через реку Романовка недавно сдан — в оперативном режиме, скажем так. Насколько надежна конструкция? Не обрушится ли повторно?
— Во время ремонта моста подрядной организацией были демонтированы разрушенные и аварийные береговые пролеты моста, произведена отсыпка скальным грунтом, установлены переходные плиты, положен асфальт. Пока по мосту могут двигаться автомобили с ограничением нагрузки до 10 тонн. Это легковые машины и небольшие автобусы.
— А что-то более крупное?
— Что-то более крупное будет сейчас пользоваться дорогой Шкотово -Партизанск, либо технологическими дорогами ООО «Трансстроймеханизация», которые специально строятся.
— Алексей Николаевич, у нас более 70% мостов в аварийном состоянии. Есть ли план ремонта мостов, такое впечатление аварийные мосты брошены и ими никто не занимается?
— Для начала хочу отметить, что уже несколько лет как «Примавтодор» мосты не обслуживает, контракты на содержание мостов выиграли другие подрядные организации. Хотя в этом году мы выиграли контракт на содержание мостов третьего климатического района — это центр и северо-западные районы края. Так что план ремонта есть, причем, не только наш. Например, мост через реку Лобога в районе Смоляниново, очень долго стоял закрытый и заброшенный, а сейчас по нему пустили транспорт. Далее, строится мост через реку Артемовка в районе Штыково, движение по нему тоже запустят до конца этого года. Мост через реку Литовка — уже построен и сдан в эксплуатацию. Далее, с началом весны у нас выявилось 5 аварийных мостов, которые все находятся в Фокино. Из них два аварийных полностью перекрыты, уже сделаны объезды, по трем мостам принято решение построить объезды, губернатор там регулярно бывает и контролирует ход работ. Подчеркиваю, это не разрушенные 3 моста, здесь министерство транспорта и дорожного хозяйства сработало на опережение и решило не дожидаться обрушений. Объезды всех мостов, после выполнения предусмотренных законом процедур, могут быть построены в сентябре, хотя, откровенно говоря, боюсь что-то загадывать.
— На что сейчас основное внимание обращено?
— В разрезе предыдущего разговора, сейчас основное внимание уделяется мостам, которые находятся на основных краевых трассах. Это дороги Артем-Находка-Порт Восточный, Раздольное-Хасан, Краскино-госграница, Осиновка-Рудная Пристань, Уссурийск-Пограничный. Но вообще мостам уделяется особое внимание — в прошлом году по распоряжению Губернатора 29 мостов отдано на проектирование, из которых уже в этом году начнется строительство 6. Так что движение идет. И кроме того, в 2019 году мы закончили строительство мостов через реки Крыловку, Кроуновку, Литовку — то, что стояло не один год. Теперь по ним ездят машины.
— Алексей Николаевич, не только мостами живет дорожное хозяйство. Как решается вопрос с дорогами?
— Основное внимание сейчас уделяется дороге от Большого Камня до Фокино и далее на Находку. Где-то участки уже заасфальтировали, где-то подготовили к укладке асфальтобетонного покрытия. Работы ведет ООО «Трансстроймеханизация», очень качественно все делают ребята. Сейчас самые масштабные работы идут рядом с Фокино. Не просто ремонт, а с выемкой и заменой грунта — причина объективна: нестабильные грунты приводят к «просадке» дороги, надо избежать этого. Деньги на эти работы губернатор оперативно «выбил» у Правительства РФ — порядка 2 миллиардов рублей. На эту сумму запланировано выполнить работы по ремонту дороги от Большого Камня до населенного пункта Душкино. И дальше губернатор уже попросил очередные деньги на ремонт других дорог и Приморскому краю их дают. И вот встает проблема, что в крае не хватает строительных компаний, которые могут осваивать такие объемы. Так что постепенно вопрос с ремонтом дорог в крае решается.
— Все же основная сфера деятельности «Примавтодора» — это ремонт и поддержание уже имеющихся дорог. Какой план на этот год и где станет позитивнее ездить?
— На самом деле, везде. Финансирование увеличивается, деньги в ремонт дорог вкладываются очень серьезные. Вообще же, то состояние дорог, которое есть сейчас, связано с тем, о чем я уже говорил: упустили этот вопрос. Вообще межремонтный срок — это 6 лет. За это время должна проходить диагностика, проводится ремонт по необходимости, выбираться пучинистые грунты, укладываться асфальтобетонное покрытие и так далее. Так вот — основные дороги Приморья находятся без ремонта уже по два-три срока, разрушился и потерял свои прочностные характеристики асфальтобетон, и само основание дороги не выдерживает современных нагрузок, потому что было рассчитано еще в советские времена. Напомню, там была максимальная нагрузка на ось — 6 тонн. Сейчас это просто недопустимо при существующей массе большегрузов и интенсивности движения.
— Что же делать? Водители не могут не ездить.
— Да, но при таких нагрузках дороги не могут не разрушаться. Идеально было бы одномоментно взять все и построить. Но так не бывает. Сейчас идет ремонт, строятся пока объездные мосты. И остается только надеяться на сознательность всех участников дорожного движения. Конечно, я понимаю, что водителям сложнее объезжать, тратится больше времени, топлива и как следствие, денег. Но пока ситуация такова, как она есть. Все ведомства прилагают усилия, чтобы дороги были качественными, мосты — крепкими и надежными, соответствующие современным требованиям.
— Несколько лет назад «Примавтодор» пережил реорганизацию с расформированием ряда филиалов. Как показала практика, есть ли польза от такого решения?
— Я не буду оценивать решения предыдущего руководства. Я могу понять причины: хотели сэкономить средства от увольнения административно-управленческого аппарата. В общем, всех тех, кто обеспечивает работу филиала как юридического лица. Как мне кажется, много не сэкономили, но самое главное — были потеряны люди. Это самое печальное. Сейчас губернатор проверяет эффективность работы каждого участка, анализирует ситуацию. Кстати, по его решению были восстановлены в качестве самостоятельных подразделений 2 филиала — это Тернейский (район отдаленный) и Чугуевский (большая протяженность обслуживаемых дорог — 323 км). Также в марте губернатором было принято решение о создании Дальнегорского филиала. Хотя и есть позитивные примеры в укрупнении: несмотря на сокращения персонала, изменение порядка материально-технического обеспечения, выделились руководители, которые смогли удержать свой укрупненный филиал, настроить грамотное взаимодействие между участками, сохранить технику и людей. Например, Пограничный филиал (директор-Гринкевич Леонид Илларионович) — грамотно и качественно содержит и ремонтирует дороги, зарабатывает деньги, одним словом, работает эффективно.
— Личный вопрос. Вам было не страшно браться за столь разваленное хозяйство?
— Мне — нет. Не я его развалил. Кроме того, предложение мне сделал лично губернатор, что я оценил как особую степень доверия. За полтора года удалось немного снизить долговое бремя, так как к моему приходу «Примавтодор» находился в закредитованном состоянии — 1 миллиард 150 миллионов долга перед банками. Более того, по одному кредиту компания отдавала ежегодно проценты в размере 100 миллионов за пользование заемными деньгами. А еще 680 миллионов долга перед поставщиками и контрагентами. Я рад, что за полтора года вопрос удалось если не решить, то стабилизировать. А еще удалось оздоровить коллектив в плане того, что каждый понял свою важность в работе и то, что его предложения слышат. И, естественно, наша конечная цель, к которой мы идем, это работать эффективно, зарабатывать деньги и часть прибыли перечислять в бюджет Приморского края, который является нашим учредителем. Конечно, сначала надо решить проблему с кредитами полностью, оптимизировать собственные расходы, как-то избавиться от непрофильных активов.
— Например?
— Например, у «Примавтодора» есть участки земли, которые никак не используются. И использоваться не будут. Это такое наследие советского времени, и уже никто не помнит, для чего эта земля приобреталась. А нам надо платить за нее, обеспечивать охрану. Вот от таких расходов на содержание объектов нужно избавляться — сдавать объекты в аренду, вернуть в собственность Приморского края, либо продать. А еще есть котельные, где мы платим кочегарам, закупаем уголь и несем расходы по ремонту, хотя целесообразнее и дешевле будет установить робот-бойлер. Это исключительно затраты, которые никак не помогают нам зарабатывать деньги.
— В завершении. Очень важный вопрос: когда у нас будут хорошие дороги?
— Хорошие дороги? Я не могу назвать точную дату, но инвестиции в дорожную отрасль увеличиваются, увеличиваются и увеличиваются. Давайте дождемся осени и посчитаем «наших цыплят»: сделаем выводы по тому, сколько километров дорог отремонтировано, сколько мостов построено.