Фотографии аляповато выкрашенных скульптур наполнили соцсети 8 мая, вызвав нешуточную волну возмущения: картинки перепостили около 70 пользователей, сопровождая их определениями «административный вандализм» и прочими нелицеприятными эпитетами. Подключились и приморские СМИ, перед которыми мэрия пыталась оправдаться: мол, закрашивали вовсе не мозаику-смальту, а обычные камушки. Но художник-профессионал Павел Шугуров не позволил обмануть общественность и призвал горожан отстаивать грамотную реставрацию: «Берите растворитель и очищайте, это возможно!» — написал он.
Сам скульптор Алексей Онуфриенко, когда-то работавший главным художником города, давно уехал из Владивостока. Его дочь Алиса тоже живёт в Москве, но живо отреагировала на известие из родных мест:
«Мне небезразлично, что сделал мой папа и то, что в городе осталось от его работ, я хочу и буду отстаивать то, что сделано им на совесть. Смальта, дорогие чиновники, это не крашеный краской материл, это, по сути, стекло, и сделана была эта работа по всем технологиям монументальной скульптуры. Знаете, почему древнеримские мозаики сохранились до наших дней? Потому что их не красили сверху краской во время реставраций» — написала Алиса. Она рассказала, что скульптурной композиции «Рыбки» около 35 лет и выразила твёрдое намерение добиваться исправления ситуации с перекрашенными работами отца.
Корреспондент «Восток-Медиа» попросил прокомментировать вопрос с реставрацией ландшафтных объектов директора Приморской картинной галереи Алёну Даценко.
«Конечно, то, что сделано — неправильно. Ландшафтные объекты часто страдают — и от действий людей, и от факторов окружающей среды. Есть понятие реставрации мозаики — восстанавливать нужно именно в той технике, в какой был выполнен объект. Если там смальта — значит, смальтой. В нашем городе есть специалист, который когда-то окончил Мухинское училище со специализацией по монументально-декоративному искусству, он владеет методикой восстановления мозаичных работ, у него и собственные работы очень хорошего уровня. Со мной накануне связывался отдел городской администрации, который занимается памятниками, и я дала им контакты этого специалиста. Думаю, всё будет восстановлено в соответствии с первоначальным обликом работы и замыслом самого автора» — рассказала директор краевого учреждения.