Внутрикорпоративный конфликт в транспортной группе FESCO, исторически имеющей дальневосточные корни, разгорелся в начале осени. Причиной стало сомнительное увольнение с должности гендиректора ВМТП, которое докеры встретили в штыки. Сам директор порта впал в немилость у руководства после того, как в судебном порядке потребовал вернуть предприятию более 19 миллиардов рублей, взятых в кредит в интересах всей транспортной группы FESCO.
Топ-менеджмент компании попытался было объяснить свои кадровые решения портовикам, однако был с позором изгнан рабочими с территории предприятия. Коллектив ВМТП – самого прибыльного и стабильного актива FESCO – обвинил руководство компании в попытках вывода за рубеж финансовых ресурсов порта, а также в планах его последующего преднамеренного банкротства. Дело дошло до того, что докеры напрямую обратились за помощью к президенту России Владимиру Путину.
Все время развития конфликта аналитики внимательно наблюдали за внешне отстраненной позицией региональных властей Приморья. У некоторых наблюдателей даже сложилось впечатление, что глава региона Олег Кожемяко и вовсе отстранился от участия в разрешении этой взрывоопасной ситуации. Однако уже скоро все стало на свои места. Накануне стало известно, что Владивостокский морской торговый порт возьмет под управление госкорпорация «Росатом». Такое решение было принято в ходе заседания Правительственной комиссии.
Соглашение об этом было достигнуто между «Росатомом» и FESCO при активном участии губернатора Приморья. А сегодня, 10 ноября, при непосредственном участиии Олега Кожемяко, представителей ГК «Росатом», ТГ FESCO и профосюза портовых рабочих ВМТП было подписано юридически значимое соглашение, сохраняющее для докеров весь объем социальных гарантий и обязательств со стороны работодателя. Фактически это означает завершение потенциально опасного во многих отношениях трудового конфликта.
По мнению политконсультанта Андрея Кудисова, губернатору Приморья удалось решить непростую задачу по сохранению социальной стабильности в регионе.
«Очевидно, что с самого начала конфликта коллектива ВМТП и руководства транспортной группы FESCO ситуация была на контроле у губернатора. Здесь можно было пойти двумя путями: говорить, что идут поиски решения проблемы, не понимая, когда они закончатся или чем. Или – сначала найти решение проблемы и уж затем об этом говорить. Губернатор Приморья предпочел второй путь. Его лоббистского потенциала и авторитета в руководстве страны и крупных корпораций хватило, чтобы в достаточно короткие сроки найти решение, устраивающее все стороны. При этом сделано главное: в регионе устранены предпосылки к росту социальной напряженности и сохранен нормальный ритм работы одного из крупнейших предприятий края. В противном случае, под угрозу попало бы исполнение уже не бизнесом, а, по большому счету, страной своих обязательств по транзиту грузов через российскую территорию. Так что вполне уместно говорить о том, что, участвуя в переговорах ГК «Росатом» и FESCO, губернатор Приморья решал и государственную задачу. Решил. И это не может не радовать», – отметил эксперт.