Удушливый запах в Славянке крепчает, а представители «Востокбункера» идут на выборы

17 августа 2021, 13:42
В очередной раз тема загрязнения воздуха в Славянке в ходе технологических процессов, происходящих на нефтебазе ЗАО «Востокбункер», всплыла во время недавнего визита в Хасанский район губернатора Приморья Олега Кожемяко.

Обсуждая с главой региона актуальную сегодня в муниципалитете проблематику, жители Славянки задали ему вопрос о контроле деятельности предприятия в части соблюдения экологических требований.

Как пишет местный информационный портал Славянка-Прим, претензии в адрес «Востокбункера» в загрязнении воздуха звучат уже почти полтора десятка лет. При этом на разных этапах развития предприятия проблема то уходила на второй план, то приобретала особую актуальность. Периоды обострений, как правило, были связаны с благополучными временами ЗАО «Востокбункер», когда дела в компании шли хорошо и объемы перевалки нефтепродуктов росли.

Немного об истории вопроса

Так было в конце первого десятилетия двухтысячных годов, когда компания вступила в период динамичного развития и увеличила объем резервуарного парка, доведя мощность терминала до 1 миллиона тонн в год. Очередная волна народного гнева поднялась в 2014–2015 годах — тогда холдинг «Транзит-ДВ», основным производственным активом которого был «Востокбункер», как говорится, грёб деньги лопатой, наряду с поставками нефтепродуктов по госконтрактам в рамках Северного завоза развивая также бункеровочный бизнес.

К слову, именно в этот период жители Славянки частенько наблюдали на рейде огромные контейнеровозы, принадлежащие глобальным судоходным корпорациям. Они заходили в местную акваторию пополнить запасы топлива. Причем, бункеровка происходила прямо на рейде — суда-великаны из-за большой осадки не имели возможности подойти к пирсу, а танкера, принадлежащие структурам «Транзит-ДВ», стоящие борт о борт с иностранными гигантами и перегружающие горючее, было видно с берега невооружённым глазом.

Правда, вопрос о законности подобных операций тогда так и повис в воздухе. Когда эту тему подняла пресса, выяснилось, что разрешения на проведение бункеровок в море никто не выдавал. Более того, обсуждалось, что проект подобной деятельности должен был предварительно пройти экологическую экспертизу и общественные слушания. Однако «Востокбункер» этими формальностями себя не обременял, предпочитая «тихой сапой» делать своё сомнительное с точки зрения экологической безопасности дело.

Надо ли говорить, что во времена, когда в Славянке бункеровались крупнейшие в мире контейнеровозы, нефтеперевалочный терминал ЗАО «Востокбункер» работал на полную мощность, и для местных жителей удушающие пары нефтепродуктов снова стали проблемой номер один.

Буквально год назад вопрос вновь актуализировался в местной повестке. В марте прошлого года после обращения местных жителей к сенатору Светлане Горячевой в Славянку по её поручению даже приезжал московский общественный инспектор Росприроднадзора по охране окружающей среды Максим Ананьев. Он провел забор проб почвы, взял на анализ материалы с внешней стороны окон жилых домов, также с территории детского сада «Теремок», чуть ли не за забором которого стоят цистерны с мазутом.

Почему тема снова всплыла именно в марте прошлого года? Ответ прост — после нескольких лет кризиса, связанного с банкротством холдинга «Транзит-ДВ», в течение которых «Востокбункер» едва сводил концы с концами, новому руководству компании удалось выправить ситуацию. Спасённое от угрозы разорения предприятие снова начало активную перевалку нефтепродуктов, а в Славянке опять, попросту говоря, завоняло.

Небезобидная вонь

И бог с ним, если бы проблема заключалась только в дискомфорте от неприятного запаха. Но ведь многие жители Славянки жалуются ещё и на ухудшение самочувствия в периоды, когда посёлок в очередной раз окутывает невидимое зловонное облако.

Опасность бенз (а)пирена для человеческого организма — доказанный факт. Это одно из наиболее токсичных химических соединений, влияние которого способно вызывать серьёзные заболевания.

«Бензпирен — ароматическое соединение, представитель семейства полициклических углеводородов, обладает сильнейшей канцерогенной активностью; чрезвычайно токсичен. По степени воздействия на организм относится к I (высшему) классу опасности.

Бенз (а)пирен является наиболее типичным химическим канцерогеном окружающей среды, он опасен для человека даже при малой концентрации, поскольку обладает свойством биоаккумуляции. Будучи химически сравнительно устойчивым, бенз (а)пирен может долго мигрировать из одних объектов в другие. В результате многие объекты и процессы окружающей среды, сами не обладающие способностью синтезировать бенз (а)пирен, становятся его вторичными источниками. Бенз (а)пирен оказывает также мутагенное действие», — сообщает по поводу этого вещества Wikipedia.

Бенз (а)пирен чаще всего образуется в результате горения. Активно выделяется токсичное соединение также в процессе разогрева нефтепродуктов, особенно если при этом применяется метод острого пара. Именно поэтому проблема удушающего запаха наиболее актуальна для жителей Славянки в холодное время года, когда мазут в ходе транспортировки твердеет, и чтобы выгрузить железнодорожные цистерны, его приходится разогревать.

Уже не раз представители медицинского сообщества заявляли о том, что в Славянке в последние годы резко выросло число хронических заболеваний дыхательных путей, а также онкологических заболеваний.

«Врач Хасанской центральной районной больницы Наталья Иконникова отметила, что по статистике количество онкологических заболеваний в Славянке постоянно растёт, а с 2013 года, после того, когда запах стал особенно невыносим, неизменно растёт также и количество заболеваний, связанных с дыхательными путями», — писал в марте прошлого года портал VL.RU.

Говорит о большом количестве онкологических заболеваний и врач-онколог Василий Филимонов, недавно приехавший работать в Хасанскую районную больницу.

«В районе большой процент больных онкологией. Официально зарегистрированных онкобольных насчитывается около 1000 человек из 24 тысяч населения в возрасте свыше 18 лет. Причины такого количества заболевших я не могу назвать, возможно, это связано с экологией», — рассказал Василий Филимонов в недавнем интервью районной газете «Хасанские вести».

Нас штрафуют, а мы крепчаем

За полтора десятка лет представители «Востокбункера» неплохо прокачали свои способности отбивать атаки «народного экологического ополчения». В ответ на любые претензии в загрязнении окружающей среды они заученно отвечают, мол, экологическая проблема, возможно, и существует, но её связь с деятельностью нашей компании не доказана.

Удобная позиция, да и юридически, что и говорить, абсолютно грамотная. Ответственные сотрудники предприятия прекрасно понимают, что доказать эту связь — задача на грани невозможного.

Между тем репутация «Востокбункера» в части соблюдения экологических норм далека от безупречной. Казалось бы, при таком пристальном внимании общественности к данному аспекту работы предприятия, давно пора бы уже устранить все имеющиеся недочёты по этому профилю. Так ведь нет. На протяжении многих лет проверки контролирующих органов продолжают выявлять те или иные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

К примеру, летом 2015 года пресс-служба Приморской транспортной прокуратуры сообщала о том, что сотрудники ведомства совместно со специалистами Дальневосточного Управления Ростехнадзора провели проверку исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в ЗАО «Востокбункер».

«Проверкой вскрыты факты нарушений при эксплуатации нефтебазы ЗАО „Востокбункер“ (выявлены недостатки в плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, в мазутонасосных станциях на видном месте не вывешены графики планово-предупредительных ремонтов насосных агрегатов на текущий год, на момент проверки на железнодорожной эстакаде использовались башмаки из искрообразующего материала и т. д.). По факту выявленных нарушений транспортной прокуратурой в отношении двух должностных лиц и юридического лица возбуждено три дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, которые в августе 2015 года рассмотрены ДВУ Ростехнадзора, виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 240 000 рублей», — отчиталось ведомство.

В результате внеплановой проверки предприятия, которая была проведена в феврале–марте 2018 года, было установлено, «что ЗАО «Востокбункер» осуществляет производственную деятельность с нарушением природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно:

— площадки сливной эстакады № 1 и № 4 не оборудованы твёрдым покрытием, в местах подключения слива нефтепродуктов, ж/д пути эстакады загрязнены нефтепродуктами, которые дренируют в грунт;

— площадка отдельно расположенного склада дизельного топлива в металлических резервуарах (цистернах) не имеет замкнутого обвалования;

— канализационный коллектор, в промежутке от канализационной насосной станции до границы с территорией АО «ММПТ», загрязнён нефтепродуктами;

— ЗАО «Востокбункер» осуществляет сжигание отходов (нефтешлама) полученного после очистки льяльных вод в котельной предприятия».

Штрафов за нарушение экологии и предписаний к их устранению у «Востокбункера» немало. Однако, похоже, что для руководства компании подобные вещи давно перешли в разряд мелких бытовых неурядиц, к которым выработался стойкий иммунитет. Эти предписания «Востокбункеру», как об стенку горох.

И так сойдёт, если свои люди во власти

Впрочем, сказать, что компания совсем ничего не предпринимает в связи с обвинениями в загрязнении воздуха канцерогенами, тоже нельзя. Предпринимает. И даже вкладывается изрядно. Только вот вкладывается не в модернизацию производства и не в усиление экологической безопасности, а в политику.

ЗАО «Востокбункер» официально признано системообразующим предприятием, и этот статус в определённой степени защищает его от жёстких санкций со стороны контролирующих органов. Бытует в народе версия и о том, что без политической воли бизнес подобного масштаба никто не прижмёт к ногтю даже при наличии на то оснований.

Именно поэтому компания политике отнюдь не чужда. Представители «Востокбункера» были широко представлены в нескольких прошлых созывах Муниципального комитета Славянского городского поселения. Впервые своих людей в органы местного самоуправления предприятие делегировало, вложившись в их избирательные кампании, как раз в конце нулевых, когда отчётливо обозначились признаки конфликта с общественностью на почве удушливых выбросов.

Затем сам президент головной компании «Транзит-ДВ» и её совладелец Игорь Польченко был депутатом — на сей раз рангом повыше — Думы Хасанского муниципального района. Было это с 2013 по 2016 — в аккурат в период очередного витка этого самого конфликта. Другой совладелец «Транзит-ДВ» и «Востокбункера» — Сергей Болдырев — долгие годы возглавлял Хасанское местное отделение партии «Единая Россия».

Затем на какое-то время «Востокбункер» и его представители с политических радаров пропали, что вполне объяснимо процессом банкротства холдинга. И вот сегодня, когда в Славянке внезапно на ровном месте нарисовались досрочные выборы в Мунком, а «Востокбункер» как раз начал поднимать голову после нескольких лет небытия, сотрудники предприятия, по информации ряда источников, снова дружным строем намерены идти в депутаты.

Спрашивается, зачем? Для чего компании, которая с трудом выживает под прессингом кредиторов, вкладывать деньги в выборы? Это ведь, как известно, удовольствие не из дешёвых. Трудно предположить, что бизнесмены не умеют считать деньги. А стало быть, видимо, предприятию всё же выгоднее инвестировать в политику, нежели в экологическую безопасность. Свои люди в органах местного самоуправления прикроют, если что. Похоже, логика руководства «Востокбункера» примерно такова.

Впрочем, это вполне соответствует стилю с треском обанкротившегося холдинга «Транзит-ДВ». Бывший президент корпорации Игорь Польченко известен своими громкими заявлениями и наполеоновскими планами. Несколько лет он кормил Славянку разного рода фантастическими обещаниями. То собирался возвести здесь пятизвёздочную гостиницу, то сделать из Славянки русский Сингапур, построив на месте посёлка не то порт-хаб, не то город-сад, не то два в одном. Ныне г-н Польченко находится в розыске. Обвиняемый в мошенничестве приморский делец, чьи подконтрольные бизнес-структуры задолжали крупнейшим российским банкам миллиарды рублей, скрывается за границей.

Тем временем, дело беглого олигарха — за публичным пусканием пыли в глаза скрывать сомнительные делишки — его бывшие коллеги, похоже, намерены продолжать. «Востокбункер» заходит на новый политический круг.

#Аналитика #Славянка #Хасанский район
Подпишитесь