Над спектаклем трудится постановочная группа, состоящая из выходцев из Санкт-Петербурга: оттуда во Владивосток несколько лет назад приехал режиссер Виталий Дьяченко (его работы «Анна Франк» (16+), «Спасти камер-юнкера Пушкина (16+) пришлись по душе приморским зрителям); из Северной Пальмиры и Петр Окунев, недавно занявший пост главного художника театра; там же живет и драматург Ольга Потапова, написавшая пьесу по мотивам сказки Метерлинка и истории театра молодежи… Да, вот такой коктейль…
«В спектакле занята вся труппа, работа ведется огромная — и со стороны цехов, и со стороны актеров, которые репетируют день и ночь… Это не совсем Метерлинк и не совсем „Синяя птица“, это фантазия на тему…», — сказал Игорь Селезнев, директор Приморского театра молодежи на пресс-конференции, посвященной открытию сезона.
Заинтригованным журналистам показали несколько сцен из будущего спектакля. Это оказался эпизод, в котором актеры еще только созданного Приморского театра юного зрителя репетируют спектакль, которым театр откроется, — «Как закалялась сталь». В эпизоде хорошо показано «закулисье» — то, как проходят репетиции в любом театре, когда в зале нет зрителей, а на сцене творится своего рода безумие… Творческое…
В целом нельзя сказать, что этот эпизод очень прояснил ситуацию и дал ответ на вопрос, что же это за спектакль такой — «Синяя птица». Не особенно пытался разъяснить интригу и Виталий Дьяченко, режиссер спектакля.
«Сочинение к юбилею театра по канве сказки Мориса Метерлинка — так мы определили жанр спектакля вместе с драматургом Ольгой Потаповой, которая написала пьесу специально для театра молодежи, — сказал он. — Почему я обратился к ней? Потому что так складывалась постановочная команда: я не так давно впервые приехал во Владивосток, Петр Окунев тоже тут недавно, так зачем брать местного драматурга? Давайте доведем ситуацию до логического конца и возьмем человека издалека. Из Питера. Драматург ни разу не была во Владивостоке и в театре молодежи.
Я не представляю, как к этому отнесется приморская публика, но… Нам хотелось отойти в сторону, посмотреть на все словно сверху, попробовать… Мы общались с теми, кто писал о театре все эти годы, брали часть их текстов для пьесы, находили актеров, которые работали в этом театре, много говорили и с теми, кто работает сейчас. Вот из этих осколков складывается спектакль.
Можно сказать, что мы пошли хулиганским путем. Если взять фразу, которой мы определили жанр спектакля, то «сочинение» означает, что мы вольны, в том числе с обращением с историческими фактами. Потому что пробуем мы ухватить лица необщее выраженье этого театра, его дух. Менялись худруки, директора, а театр оставался. И вот вопрос — что оставалось? Найти на этот вопрос ответ мы попытались. Попробовали понять, что держит труппу вместе, что приводит сюда зрителей, почему театр становится частью жизни…
Ну и что касается слова «канва»… Вообще «Синяя птица» редко получается в театрах. Точнее, не получается почти никогда. И в этом есть какой-то кайф… и дело не в том, что мы хотим преодолеть некую тенденцию, поставить удачно «Синюю птицу», нет. Театр полон неудачными спектаклями, несыгранными ролями, ролями, сыгранными неудачно. И все это — мы, актеры, режиссеры, и мы умудряемся быть счастливыми… Сможем ли мы пройти по канве «Синей птицы» и придумать на ее основе нечто свое?».
Напомним, премьера состоится 25 и 26 сентября. Хотите прояснить интригу — приходите смотреть.