Уникальная флора и фауна требует особого отношения — чтобы сохранить это богатство, обеспечить охрану и воспроизводство природных ресурсов, необходим чистый воздух, чистая вода и живой лес.
Атмосферу портят ЖКХ и автомобили
Согласно данным регионального министерства природных ресурсов и окружающей среды, в 2020 году на территории края мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществлялся в пяти городах: Артеме, Владивостоке, Дальнегорске, Находке и Уссурийске. Дополнительно на протяжении года с помощью передвижной мобильной лаборатории проводились наблюдения в пяти точках Находки на содержание концентраций в атмосферном воздухе окислов азота, диоксида серы и пыли. Точки отбора были выбраны с учетом влияния деятельности стивидорных компаний, занимающихся перевалкой угля, за границей санитарно-защитных зон предприятий.
В 2020 году превышение норм загрязнения воздуха отмечались эпизодически во Владивостоке и Уссурийске. Больше всего воздух в этих городах загрязнен диоксидом азота, а также бенз (а)пиреном. Среднегодовые концентрации бенз (а)пирена превышали допустимую норму в Уссурийске — в 1,4 раза и во Владивосток — в 0,5 раз. Среднегодовые концентрации диоксида азота превысили допустимые значения во Владивостоке — в 1,1 раза.
Анализ статистических сведений по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу в Приморье в 2020 году, представленный Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, показал, что основной «вклад» в этом деле приходится на предприятия, занимающиеся производством, передачей и распределением электроэнергии, газа, пара и горячей воды.
Так, предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, делают порядка 8,8 тыс. тонн выбросов. Занимающиеся выработкой электрической энергии, газа и паром, кондиционированием воздуха — 89,5 тыс. тонн; обрабатывающие производства — 7,7 тыс. тонн. Компании в сфере логистики — 11,5 тыс. тонн; сельского хозяйства — 3,5 тыс. тонн.
В крупных городах Приморья главными загрязнителями атмосферы стали автомобили. За 2020 год на территории края было зарегистрировано 999026 автотранспортных средств, что на 18407 единиц больше, чем в 2019 году. Общее количество выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников составило 65,7 тыс. тонн. Для улучшения ситуации в городах необходимо строительство объездных магистралей, транспортных развязок, воздушных переходов, стоянок для частного транспорта.
Отметим, результаты маршрутных наблюдений на территории Находкинского городского округа вынесены отдельно. Там в течение года периодически отмечались максимальные концентрации:
По данным социально-гигиенического мониторинга, проводимым региональным управлением Роспотребнадзора, в Приморье в 2020 году удельный вес проб атмосферного воздуха, не отвечающих гигиеническим нормативам, составил 0,2%, в 2019 и 2018 годах — 0,4. При этом отмечается снижение загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами на территории Находки при перегрузке угля. Количество проб воздуха, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, составило в 2020 году 0,1%.
По данным Приморскстата, затраты в Приморье в 2020 году на охрану атмосферного воздуха составили 654 087 тыс. рублей. Больше всего средств на борьбу с угольной пылью и минимизации ее выбросов выделяют стивидоры. С 2017 по 2020 годы компаниями приобретены 84 системы пылеподавления и 35 единиц спецтехники (по плану 19 систем пылеподавления различной модификации (пушки, снегогенераторы, гибридные системы). Дополнительно используются пленкообразующие вещества при орошении угольных штабелей водой. Всего на мероприятия плана направлено более 5,15 млрд или 94,9% от общего плана.
Независимые экологи соглашаются с выводами чиновников относительно загрязнителей воздуха в городах и поселения края. Как подчеркивает к. б. н., директор ДВСЭОО «Зеленый крест» Константин Дроздов, в Приморье плотность населения небольшая, и по-настоящему крупных производств практически нет. Поэтому в больших городах края одним из основных источников загрязнения атмосферы являются выхлопные газы автомобилей. Экологи видят причину в низком качестве автомобильного топлива. И считают необходимым повышать его качество — ведь если снижено содержание вредных примесей, то и в атмосфере их будет меньше. Кроме того, общественники призывают ужесточить требования к прохождению техосмотра именно коммерческого автотранспорта, поскольку его эксплуатируют намного интенсивнее, следовательно, и выхлоп токсичных веществ гораздо больше.
«Если легковушка частника в день едва 10-15 км накатывает, то такси, как минимум, в 10 раз больше. Также перевод общественного транспорта на использование экологических видов топлива — электричество или природный газ, заметно сократит объемы вредных автомобильных выбросов в атмосферу», — считает Константин Дроздов.
Также один из крупных «вкладчиков» в загрязнение атмосферы — краевое государственное предприятие «Примтеплоэнерго». Компания не озвучивает конкретный бюджет на мероприятия по снижению выбросов в атмосферу, но, по данным краевого правительства, в минувшем году провели ремонт котельного оборудовании с целью оптимизации процесса горения топлива. Устанавливают автоматизированные модульные котельные, оснащенные автоматикой и имеющие более высокий КПД.
Чей ручей нечистот
Водные биологические ресурсы Приморья состоят из двух природных блоков: морские биологические ресурсы и пресноводный комплекс. На территории имеются несколько тысяч крупных и мелких водоемов — рек, озер, водохранилищ и др.
Одна из крупнейших рек региона — река Уссури, приток Амура. В 2020 году наблюдения за качеством поверхностных вод бассейна Уссури проводились на 13 реках и 1 озере. Как и в предыдущие годы, основными источниками загрязнения являлись сточные воды предприятий металлообработки, лесной промышленности, коммунального хозяйства. Наблюдения за качеством вод бассейна Японского моря проводились на 9 реках и 1 водохранилище. Основными источниками загрязнения поверхностных вод рек бассейна остаются сточные воды предприятий коммунального хозяйства, угольной промышленности, цветной металлургии.
По данным Минприроды РФ на 2020 год в Приморье сброс загрязненных сточных вод недостаточно очищенных уменьшился за десять лет на 18% и на 2% по сравнению с уровнем 2019 года. Показатель сброса загрязненных сточных вод без очистки по сравнению с 2019 годом увеличился на 1% и уменьшился на 32% по сравнению с 2010 годом.
К сожалению, в 2020 году, как и год назад, качество воды ни одного водного объекта в крае не соответствовало классу «условно чистые», отмечается в докладе об экологической ситуации в Приморье. Исходя из полученных данных отмечено ухудшение качества воды по 24 створам, стабилизация в 20 створах, и только качество воды реки Кневичанка 1 км ниже поселка Артемовский улучшилось по сравнению с предыдущим годом. В региональном министерстве природных ресурсов и окружающей среды определен приоритетный перечень водных объектов, требующих первоочередного осуществления водоохранных мероприятий. В него вошли реки Дачная, Спасовка, Кулешовка, Нестеровка, Мельгуновка, Сунгача, оз. Ханка, Рудная, Кневичанка, Комаровка, Раковка, Раздольная, Илистая.
Так, как и в предыдущие годы, наибольшую степень загрязненности воды отмечали в устье реки Дачная в черте города Арсеньев, где многие годы вода оценивалась как «экстремально грязная». В 2020 году качество воды не изменилось. Критические показатели загрязненности в воде реки Дачная: взвешенные вещества, растворенный кислород, азот аммонийный, фосфаты, фенолы, нефтепродукты. В течение 2020 года наблюдалось пять случаев высокого загрязнения легкоокисляемыми органическими веществами (11 — 19 ПДК), три случая высокого загрязнения аммонийным азотом (11 — 22 ПДК). Причиной чрезвычайно высокого загрязнения Дачной являлся сброс большого количества недостаточно очищенных сточных вод предприятиями Арсеньева: ОАО «Аскольд», ААК «Прогресс». Последняя в 2020 году судилось с дальневосточным Росприроднадзором из-за загрязнения реки Дачная. Сброс сточных вод предприятие не отрицало, но утверждает, что не доказан ущерб окружающей среде, причиненный этими действиями. По информации сетевого издания «Восток-Медиа», юристы военного завода сражались из-за 1 954 624 рублей, взысканных в счет возмещения вреда. Аргументы адвокатов предприятия сводятся к тому, что они строят очистные сооружения, платят за сверхлимитные выбросы и вообще не одни сливают свои отходы в эту реку.
Или, к примеру, река Рудная, качество воды которой ухудшилось со степени «слабо загрязненная» до «загрязненная». Зафиксирован случай высокого загрязнения по соединениям цинка (48 ПДК). По информации краевого правительства, в нее попадают недостаточно очищенные сточные воды таких компаний, как: ООО «Дальнегорский ГОК», Дальнегорское АТП ОАО «Приморавтотранс», КГУП «Водоканал Дальнегорский», ОАО ГМК «Дальполиметалл» рудник «Второй Советский», КГУП «Примтеплоэнерго».
Доктор биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории пресноводной гидробиологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, председатель КСПЭПК Татьяна Вшивкова отмечает, что в реки и водные объекты края сливаются ручьи непонятно с чем. И разобраться, кто хозяин грязного стока непросто.
«Проблема заложена уже в том, что водотоки — это федеральная собственность и ответственность, а береговая линия — муниципальная. Идешь с проблемой сброса к „федералам“, те отфутболивают: спрашивайте с тех, кто на земле. А муниципалы разводят руками: мы за воду не отвечаем. Поэтому проблему загрязнения рек и не можем кардинально решить. Должно быть какое-то строгое единоначалие в вопросах охраны пресноводных ресурсов. А это наше стратегическое сырье — не далеко время, когда чистая вода будет стоить дороже нефти и газа, а мы превратили речки в сточные канавы», — комментирует ситуацию Татьяна Вшивкова.
Экологи считают, что множество мелких, средних и даже больших предприятий Приморья отходы своей деятельности сливают в реки или моря. Кроме того, в городах края загрязнителями водных объектов являются ливневые канализации. Прокладка ливневых коллекторов требует огромных вложений, поэтому случается, что нерадивые городские власти ими пренебрегают. Не единичны случаи, когда существующие ливневки плохо прочищаются, или сделаны с нарушением строительных норм, и тогда все смывы с поверхности городских территорий и промышленных площадок неочищенными уходят в водные объекты, вызывая их загрязнение и заиление. Недаром наиболее заметное ухудшение качества воды в реках зафиксировано во время выпадения интенсивных дождей. При этом происходит засорение рек плавающими предметами, на поверхности вод образуется пленка нефтепродуктов, резко возрастает концентрация взвешенных веществ.
Моря загрязняют реки и безответственные капитаны
В 2020 году, по данным ФГБУ «Приморское УГМС» в основных морских акваториях региона — бухте Золотой Рог, проливе Босфор Восточный, Амурском, Уссурийском и Находкинском заливах (в последний входят бухты Находка и Врангель), класс качество вод оцениваются как «загрязненные» и «умеренно загрязненные». В морских прибрежных водах снижается среднегодовая концентрация нефтяных углеводородов — нигде не превышает ПДК. Но среднегодовая концентрация фенолов увеличилась и на сегодня превысила нормативы в 1,7 — 2 раза.
Помимо рек, морские воды загрязняют суда — сливают льяльные воды, скидывают мусор, происходит утечки мазута. И если нефтяные пятна видны, то доказать сброс льяльных вод крайне трудно, если вообще возможно, сетуют экологи.
«Предприятия вкладывали бы в очистку своих стоков, если бы с них по-настоящему спрашивали, — уверена Татьяна Вшивкова. — Бизнес быстро сориентируется: или большие штрафы платить регулярно, или построить очистные сооружения на долгие годы, внедрить современные технологии водоочистки. Сейчас штрафы в размере 2-5 тысяч рублей, проще их выплачивать периодически, чем строить что-то дорогостоящее. Пока карательные санкции не достигнут уровня затрат на очистные сооружения, бизнес не будет заморачиваться инвестициями на природоохранные мероприятия».
Арендаторов леса заподозрили в минимализме
Общая площадь земель Приморского края составляет — 16,47 млн гектаров, из них порядка 77% занимают леса. Ежегодный допустимый объем вырубки составляет 7206,3 тыс. м3. По данным правительства Приморья, фактический объем заготовленной в 2020 году древесины составил 3920,5 тыс. м3. Охрана лесного фонда включает организацию противопожарных мероприятий и воспроизводство леса. Эти работы проводятся силами КГБУ «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» на основании государственных заданий по созданию и содержанию системы противопожарной безопасности, мониторингу пожарной опасности в лесах и тушению лесных пожаров.
На арендной территории все возможные меры по недопущению распространения лесных пожаров, а также воспроизводству лесов, принимает арендатор. Но именно их работой недовольны экологи.
«Самый большой вред нашим лесам приносят практически все арендаторы лесного фонда, которые занимаются лесозаготовками, — считает к. б. н., главный инженер АНО «Центр природоохранных инициатив» Александр Олифиренко. — Самые крупные из них ГК «Тернейлес», ЗАО «ЛесЭкспорт», «Дальнереченсклес», «Форестгранд».
По данным эксперта, большая часть приморского леса в аренде у заготовительных компаний. Закон обязывает их брать на себя все меры по воспроизводству и защите зеленых насаждений. Но при этом, арендаторы имеют право сами решать, в каком объеме выполнять эти обязательства — сколько высаживать растений, тушить пожаров. Поэтому неудивительно, что восстановительные работы исполняют по минимуму.
«Помимо аренды есть еще одна форма — аукционная, предоставления лесных участков пол заготовку древесины. На торгах лесорубы покупают древесину под вырубку на конкретном участке, вырубают лес, а участок остается у государства — он же не в аренде. На вырученные с аукциона деньги уже государство проводит все мероприятия по охране, защите и воспроизводству и лесоустройству на этом участке», — поясняет эколог.
Ранее приоритет отдавался аренде, теперь все больше склоняются в пользу формата аукционов. Поскольку если арендатор, заключивший договор аренды, платит в федеральный бюджет (поскольку лес — федеральный ресурс) 100 рублей с каждого заготовленного м3 древесины — это арендная плата. Вырубается древесины на 50-100 млрд рублей в год, а выплачивают — 500-600 млн в год, — отмечает Александр Олифиренко. — А когда древесина под вырубку продается с аукциона — то официальная цена составляет порядка 5500 рублей за м3. Из этих денег опять-таки 100 рублей идет в федеральный бюджет, а 5400 — в краевой.
«Если бы все участки под вырубку раздавались по принципу аукциона, то полученных в результате средств было более чем достаточно на проведение качественного лесовосстановления и организацию охраны, и ухода за лесом и тушение пожаров и достойную зарплату работникам лесного хозяйства, — отмечает эколог. — На сегодня участков полученных на аукционе примерно четверть. Но самые лучшие разобраны под аренду, и на торги выставляется то, что в свое время, не привлекло арендаторов».
Эколог также отметил, что сегодня на незакрепленных за арендаторами лесных участках все работы воспроизводству лесов выполняет КГБУ «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов».
«У них есть маленький питомник, они пытаются его развивать, чтобы рассаживать саженцы на неохваченных арендаторами землях, но средств им явно не хватает», — отмечает Александр Олифиренко.
Общественники обращают внимание, что проблемы с экологией в Приморье не ограничиваются загрязнением воздуха, водных бассейнов и вырубкой деревьев. Но, как считают независимые эксперты, наведение порядка в этих сферах способно заметно улучшить состояние окружающей среды в регионе.