Posted 26 ноября 2021, 01:19
Published 26 ноября 2021, 01:19
Modified 1 сентября 2022, 03:21
Updated 1 сентября 2022, 03:21
«Мы ведем активное, системное взаимодействие с правительством Приморского края в самых разных областях, и в том числе — в части предотвращения возникновения лесных пожаров, — рассказал Пётр Осипов, директор Амурского филиала WWF России. — Именно в тесном взаимодействии наших специалистов и специалистов министерства лесного хозяйства ППК, по инициативе министра лесного хозяйства края Константина Степанова и был разработан такой уникальный продукт, как карта горимости Приморского края.
Была проведена большая работа, чтобы понять, где чаще всего происходят лесные пожары в Приморском крае, где они начинаются; провести анализ горимости».
Вот так и был создан уникальный продукт, который не только показывает объективную картину развития лесных пожаров в Приморском крае, но и позволяет ещё проводить аналитику и принимать на её основе управленческие решения для сохранения уникальной Уссурийской тайги.
О том, как шла работа над картой и в чём её не только уникальность, но и практическая польза, рассказал Евгений Чувасов, заместитель министра лесного хозяйства правительства Приморского края.
«Мы провели анализ всех термических аномалий, так называемых термоточек — мест возникновения пожаров в крае. Сразу стало ясно, что большинство пожаров возникает на землях сельхозназначения — и очень часто они уходят в лесной фонд, — отметил Евгений Чувасов. — Затем, взяв аэрофотоснимки и спутниковые снимки (с 2010-го по 2020 год) уже пройденных пожаров на территории Приморского края, на которых чётко видны их контуры, мы их оцифровали. Эти бесценные данные, которые имеют в том числе огромное научное значение (ведь можно отследить, в каком году и где возникал пожар, как он распространялся и так далее), мы систематизировали. То есть контуры пожаров, происходивших в одних и тех же местах, объединили в общие стопки, скажем так. И получили наглядную статистику: на одной территории пожар за 10 лет возникал 9 раз, а на этой — один. Значит, первая территория входит в зону максимального риска и ей следует уделять повышенное внимание при проведении профилактических работ, например, создании минерализованных полос и так далее».
Замминистра отметил, что раньше минерализованные полосы создавали скорее по интуиции, основываясь на противоречивых данных. Теперь эта работа будет проделываться именно там, где надо.
«Итак, мы получили карту, где размечены территории с наиболее высоким риском возникновения лесных пожаров, например, это Ханкайская низменность, где фактически каждый год складывается тяжёлая ситуация по природным пожарам, а иногда и по лесным, — продолжил рассказ Евгений Чувасов. — Также ясно видны территории, являющиеся очагами лесных пожаров, именно оттуда распространяется огонь. Таким образом, выделив эти очаги, мы можем проводить там — до наступления пожароопасного периода — осторожный контролируемый отжиг, чтобы предотвратить риски возникновения пожаров. Кроме того, с помощью карты мы сможем эффективнее использовать ресурсы для тушения огня в лесу, сосредотачивая их в нужных местах, оптимизировать маршруты авиапатрулирования — особенно в труднодоступных территориях, создать оптимальную численность группировок пожарных и так далее.
Немаловажное значение карта имеет и для проведения лесовосстановительных работ. Мы сможем избежать случаев, когда лес высаживается на местах, где регулярно бушует огонь. Есть ли смысл сажать деревья там, где через год-другой их снесёт стена огня? Поэтому создание искусственных лесных насаждений будет вестись с учётом данных карты горимости».
Найти карту можно на сайте министерства лесного хозяйства Приморского края. По словам специалистов, она будет обновляться и анализироваться регулярно.