Posted 19 января, 22:03
Published 19 января, 22:03
Modified 26 января, 09:32
Updated 26 января, 09:32
«Там мои девочки… мёртвые лежат…», — пять слов, боль от которых всё теми же словами передать никогда не получится.
Эту фразу 16 января 2006 года во время эвакуации сотрудников здания «Промстройниипроекта» случайно услышали корреспонденты «Комсомольской правды». Произнесла её тогда ещё начальник кредитного отдела Сбербанка Ирина Ермакова. Произнесла, когда её в шоке уводили от горящего здания.
В тот день девять ещё совсем юных девчонок ушли на работу, не зная, что там навсегда и останутся — буквами на мемориальной доске.
Сотрудницы головного офиса приморского отделения Сбербанка, которое располагалось в самом пекле пожара — на 8 и 9 этажах — оказались в западне. В попытках спастись девушки, молодые мамы, падали из окон, разбиваясь о землю. Некоторые сгорали заживо.
Такое количество жертв пожарные объясняли запаркованностью проездов к зданию. Личные авто долгое время не давали технике подобраться к пожару, из-за чего времени на спасение оставалось всё меньше и меньше. У некоторых вскоре его не осталось совсем.
Спустя почти полтора года суд Владивостока признал виновными в трагедии пять россиян. Среди них два сотрудника банка, начальник и старший инспектор Госпожнадзора Первореченского района города и собственник здания. Тогда им, по данным «Коммерсанта», являлось ООО «Восточная стена». Директором компании в день пожара числился бизнесмен Виктор Марченко.
Все виновные отбыли срок и вышли на свободу ещё в конце 2000-х. Виктор Марченко, в частности, после колонии продолжил предпринимательскую деятельность.
В последние годы жизни — бизнесмен скончался в апреле 2020 года — дела его компаний шли неважно, за год до смерти суд признал Марченко банкротом.
ООО «Восточная стена» же перестала существовать в августе 2021 года. Кто на данный момент владеет зданием «Промстройниипроекта» — неясно. При этом, по данным базы СПАРК-Интерфакс, по этому адресу в 2018 году было зарегистрировано другое ООО «Восточная стена», владельцем и директором которой является предприниматель Сергей Ганичев. Ему ли теперь принадлежит здание — неизвестно.
Головной офис Сбербанка же переехал поближе к центру, на Фонтанную. В здании «Промстройниипроекта» осталось лишь отделение банка на первом этаже.
Безусловно, трагедия бесследно не прошла. Обстановка рядом со зданием «Промстройниипроекта» за 18 лет со дня пожара более-менее пришла в норму: владельцы центра установили шлагбаум, проехать на парковку можно только сотрудникам местных офисов, количество мест ограничено.
При этом некоторые автолюбители всё же умудряются бросать свои машины прямо возле входа в здание, где их с высокой долей вероятности быть не должно.
Кроме того, корреспондентам не показался безопасным и заваленный деревянной мебелью и коробками лестничный пролёт.
Отдельно журналисты обратили внимание на развешанные внутри «Промстройниипроекта» таблички «курить запрещено». В контексте этого стоит напомнить, что одной из возможных и вероятных причин пожара 16 января была названа непотушенная сигарета в «курилке» на седьмом этаже офисного центра.
Насторожила и одна из входных дверей, которая, по неясным причинам, оказалась закрыта. Кто будет открывать её в случае ЧП и будет ли — непонятно.
Обратив внимание на такие, казалось бы, мелочи, можно прийти к простому выводу, что уроки, показанные нам жизнью, если и принимаются к сведению, то не в полной мере. Сколько трагическими и кровавыми они бы не были.
А ведь пожары — это то, с чем мы стали сталкиваться всё чаще и чаще. Горят стройки, частные дома, машины, офисы и торговые центры. Люди, кажется, перестали волноваться за собственную безопасность.
Взять только пожар в ЖК «Фрегат», унёсший жизни двух маленьких детей. Сколько после него трубили простую истину: не загораживайте машинами пожарный проезд? И что, перестали? Ну где-то, наверное, да.
И главное — изменился ли подход владельцев подобных «Промстройниипроекту» зданий, торговых и бизнес центров к соблюдению правил пожарной безопасности? Может быть. А может быть и нет.
Корр. «Восток-Медиа» попытался узнать у МЧС по Приморскому краю о том, как сейчас обстоят дела с пожарной безопасностью в этом самом «Промстройниипроекте», а также других офисных зданиях города, но пока, оперативных комментариев от ведомства получить не удалось.