Posted 24 февраля 2021, 02:21
Published 24 февраля 2021, 02:21
Modified 17 августа 2022, 09:10
Updated 17 августа 2022, 09:10
Так и хочется завернуть в театральный дворик – полистать что-нибудь из книжного шкафа, стоящего на улице, изучить афиши, а может быть, - взять да и купить билет на спектакль!
Трансляция классической музыки – одно из нововведений руководства театра. Ее цель – не только привлечь внимание публики, но и поспособствовать улучшению настроения прохожих, ведь классика благотворно влияет на физическое и душевное состояние человека, как известно.
Вообще в последнее время театр удивляет и радует обновлениями довольно часто. Самое явное из них – ремонт фасада, который провели здесь в 2020 году, пока коллектив работал дистанционно в условиях самоизоляции. Это удалось сделать благодаря реализации государственной программы Приморского края «Развитие культуры Приморского края на 2013 - 2021 годы» и выделению средств из краевого и местного бюджета по принципу софинансирования. Сейчас вид здания приближен к историческому облику, и можно себе представить, как театр выглядел сто с лишним лет назад, когда был еще Народным домом: кирпично-красные стены, белоснежные архитектурные элементы… А что же нового внутри этих стен?
"Об этом лучше всего знают те, кто работает в театре, - говорит руководитель литературно-драматургической части театра Наталья Белошенко. - Мы попросили людей театра имени Комиссаржевской проанализировать недавнее прошлое, рассказать о настоящем и поделиться планами на будущее".
Культурная провокация удалась
"Среди особенно значимых событий за последнее время – конечно же, грант на новую постановку, который наш театр выиграл по программе поддержки обновления репертуара дальневосточных театров в рамках Программы развития театрального искусства в регионах Дальнего Востока, - говорит главный режиссер театра Борис Бехарский. - Благодаря этому у нас появился спектакль «Каренин» (16+) по пьесе Василия Сигарева, над которым работала постановочная команда из Санкт-Петербурга во главе с режиссером Романом Габриа. Спектакль необычный и непривычный для наших зрителей, о нем сразу стали спорить. Но восторженных отзывов оказалось большинство – и нельзя не отметить, что такая культурная провокация, в хорошем смысле этого слова, удалась".
По словам Бориса Бехарского, обновлению репертуара способствует также участие театра в Федеральном проекте партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». В рамках проекта реализуются три направления: «Местный дом культуры», «Театры – детям» и «Театры малых городов», в котором, собственно, мы и работаем. Начиная с 2017 года, благодаря финансовой поддержке в рамках проекта каждый сезон появляются новые спектакли. Первыми были «Калека с острова Инишмаан» (16+) и «Лесная сказка» (6+), которая получила главную награду XV Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» (Москва). В 2018 году были поставилены сразу три спектакля – «Шальные деньги», «Жестокие игры» и «Аленький цветочек», в 2019 году театр смог пригласить из Москвы режиссера Александра Огарева – и появились «Опасные связи», а в этом сезоне в рамках проекта создан спектакль «Любовь и голуби». Работа по направлению «Театры малых городов» продолжается: в честь 200-летия Ф.М. Достоевского на будущий сезон заявлен спектакль «Дядюшкин сон», который будет ставить режиссер из Хабаровска Вадим Паршуков, художественный руководитель проекта – художественный руководитель Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького, народный артист России Ефим Звеняцкий.
Но и в этом сезоне зрителей ожидают новые постановки. Вот только что вышел спектакль «Эгоисты» по пьесе А. Соколовой «Фантазии Фарятьева» (16+), затем ожидается детская сказка «Счастье в мешке» и комедия «Люкс №13».
"У нас уже был коммерчески успешный спектакль по этой же пьесе, но его «жизненный цикл» завершился, и теперь мы ставим «Люкс» заново – с другими декорациями, другими артистами, - говорит Борис Бехарский. - Театр по-прежнему уделяет внимание классике: по моему мнению, в репертуаре каждого уважающего себя театра должен быть хотя бы один спектакль по пьесе А. Островского – великого русского драматурга. В российской истории все-таки не так много драматургов, которые получили мировое признание и при этом имели отношение к театру, знали театральную механику изнутри, что позволяло им писать пьесы не только так, чтобы зрителям было интересно их смотреть, но и чтобы актерам было удобно их играть. Поэтому наша режиссер-постановщик Нийоле Макутенайте приступит к работе над пьесой Островского «Волки и овцы». В 2023 году будет отмечаться 200-летие драматурга, наверняка будут заявлены театральные конкурсы и фестивали, посвященные этому событию, и у нас будет что представить к участию".
Кстати, о фестивальных и гастрольных поездках. В связи с пандемией многие планы были перенесены – одни на год, другие на неопределенное время. Но театр о них не забывает. Так, с 2020 на 2021 год был перенесен II Фестиваль театров Дальнего Востока в Хабаровске, на который были заявлены «Опасные связи» (16+). Недавно пришло подтверждение, что всё состоится, и 17 сентября спектакль откроет конкурсную программу. По федеральной программе «Большие гастроли» тоже обязательно продолжится работа: еще до пандемии театр подавал заявку на обменные гастроли с театром «Колесо» города Тольятти. Как только появится возможность, эта гастрольная поездка состоится.
"Ждут нас и в Южной Корее – международный проект, спектакль о корейском патриоте Чхве Дже Хёне существует пока в видеоформате, но изначально планировалось, что он пойдет на сцене. Мы ждем снятия ограничений, чтобы получить возможность репетировать совместно и представить премьеру спектакля сначала в Уссурийске, а затем и в Южной Корее", - говорит Борис Бехарский.
Жемчужина на театральной карте
"Я считаю театр в Уссурийске маленькой жемчужиной на театральной карте страны, - сказала Нийоле Макутенайте, режиссер-постановщик театра. - Когда я в первый раз приехала в Уссурийск, я очень удивилась высокому уровню профессионализма – вернее, даже какой-то высокой одухотворенности и внутренней подвижности актеров театра. Потом меня привели в восторг цеха: швейный, костюмерный, реквизиторский, свет, звук, монтировщики. Все эти люди безмерно преданы делу, с огромной любовью и ответственностью относятся к творческому процессу.
С тех пор на уссурийской сцене мною поставлены уже три спектакля: это «Жестокие игры» (16+), с которых всё началось, затем «Zhенитьба.Wanted!» (16+) и недавняя премьера – «Эгоисты» (16+). Все они сделаны трудами многих дорогих моему сердцу людей, поэтому они важны и значимы".
Следующая постановка, над которой будет работать Нийоле, - «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского.
"Я очень люблю Островского и считаю величайшим драматургом, у которого нужно учиться театральному делу, - говорит она. - С одной стороны, это безупречный драматический текст с необычайно тонким юмором, а с другой – это истории человеческих душ, простые и трогательные. На этом стыке двух измерений: профессионального мастерства и психологической достоверности – рождается искусство. Хочется к нему прикоснуться".
Наш поющий театр
"Для меня, как музыканта, конечно же, важна музыкальная составляющая и спектаклей, и всего того, что происходит в театре, - говорит Наталья Резникова, заведующая музыкальной частью театра: - Если коротко – моя деятельность заключается в подборе музыки к спектаклям (это очень непростой и кропотливый труд), репетициях с актерами в подготовке музыкальных номеров, занятиях пением. А вообще это бесконечно долгий и интересный процесс, как и в любом творчестве! Меня очень радует то, что каждый детский спектакль в нашем театре по-настоящему музыкальный!"
Наталья отметила одну из последних работ театра для детей - «Сказку о Коньке-Горбунке и Иване-дураке» (6+) и подчеркнула, что они очень долго и тщательно работали с режиссером Никитой Трофимовым над музыкой к этому спектаклю. Отличается она разнообразием стилей, эпох, характеров. Очень многогранная во всех отношениях постановка получилась, уверена Наталья Резникова.
"Еще одно, с моей точки зрения, особенное событие: в прошлом году был восстановлен и обновлен замечательный спектакль «Золушка» (6+). Много лет назад музыку к спектаклю написал уссурийский музыкант и композитор Григорий Зинченко. Весь музыкальный материал был восстановлен современными средствами записи, и теперь прекрасные песни и музыка, которые давно полюбились уссурийской публике, снова звучат на нашей сцене.
Да и постановки для взрослых зрителей всегда насыщены звуком. К примеру, новый спектакль «Каренин», по пьесе Василия Сигарева, который высоко оценила наша публика, не стал исключением. Музыку для него создал молодой композитор из Санкт-Петербурга Владислав Крылов. Точнее, это не совсем музыка в чистом виде, - это саунд-дизайн, современное направление по моделированию звуковых пространств и созданию специальных звуковых эффектов с помощью новейших технологий для кино, мультипликации, мультимедийных проектов и, конечно, для театральных постановок", - сказала она.
Наталья Резникова отметила, что это не столь уж редкий случай, когда к спектаклям Уссурийского театра композиторы специально пишут музыку. На уссурийской сцене идут спектакли «Тайна пиратских сокровищ» (6+) и «Мещанин во дворянстве» (6+), над которыми работал композитор из Владивостока Николай Новиков. К спектаклю «Лесная сказка» музыку написал Владимир Синенко, выдающийся современный композитор, живущий во Владивостоке.
"И еще не могу не сказать о том, что актеры нашего театра, как и все талантливые люди – талантливы во всем! И выходят они на сцену не только как драматические актеры, но и как поющие артисты, - говорит Наталья Резникова. - Актерское пение – это вообще штука особенная. Ведь хороший актер за 2-3 минуты, пока длится песня, может не просто красиво спеть песню, а рассказать, сыграть слушателю целую историю! Именно поэтому мы представляем нашему любимому зрителю не только спектакли, но и концертные программы, особенно к различным праздничным датам. Самый свежий пример – поздравительный концерт на 23 февраля. Агитбригады, которые ежегодно мы готовим ко Дню Победы, давно полюбились не только горожанам, но и жителям всего Уссурийского округа. Поэтому мы решили создать при театре проект, который бы объединил наиболее яркие концертные номера и дал возможность артистам реализовать свои таланты более полно: «Музыкальную гостиную», которая может стать и «Поэтической», в зависимости от темы и приглашенного гостя. Начало было успешным, но сейчас все артисты заняты на репетициях спектаклей, и мы пока ждем возможности возобновить эти встречи – которые, я уверена, будут пользоваться популярностью".
Все начинается с кассы. И с любви
"Известное выражение о том, что театр начинается с вешалки, - неверно, - улыбается Елизавета Присекина, главный администратор театра. - Для зрителя театр начинается с кассы, где он покупает билет. И первые, кого он видит в театре, - это кассир и мы, администраторы. Наша задача – встретить зрителя, понять, что он хочет, вместе с ним найти оптимальный вариант, если сомневается – посоветовать, заинтересовать его".
По словам Елизаветы Присекиной, театр любит зрителей и они отвечают ему тем же, пример - как только появилась возможность показывать спектакли, хотя бы и в 50-процентной рассадке, у театра значительно увеличилось количество аншлагов. Был даже добавлен дополнительный день показа спектаклей – четверг, чтобы к нам могли прийти все желающие. А для того, чтобы выразить любимым зрителям признательность за то, что они выбирают театр, здесь придумали лотерею – розыгрыш призов от компаний-партнеров и друзей.
Елизавета Присекина подчеркивает: в театре постоянно работают над тем, чтобы сделать его посещение комфортным и доступным для зрителей. После перерыва, связанного с пандемией, возобновили продажи билетов через онлайн-сервис. Кроме того, в кассе работает безналичный расчет – уссурийские театралы давно об этом просили, но для этого нужно было решить некоторые технические вопросы. Теперь система налажена, и можно оплачивать билеты любым способом.
"Не останутся без внимания и наши зрители из сел Уссурийского городского округа. Гастрольная деятельность пока находится в режиме ограничений, а мы знаем, что многие с удовольствием пришли бы на наши спектакли. Особенно хочется принести позитивные эмоции детям, ведь у них сейчас нет возможности даже для организованного выезда в театр, - говорит Елизавета Присекина. - Поэтому мы решили задействовать современные технические достижения и разработали проект «Сельский зритель», который будет реализован в рамках национального проекта «Культура». Суть его в том, что зрители смогут смотреть трансляции спектаклей из нашего театра в реальном времени прямо у себя в сельских клубах. Мы планируем начать с детских сказок, первыми участниками проекта станут села Каменушка, Пуциловка и Степное. В тестовом режиме проект будет запущен в апреле-мае. Согласитесь, что такого у нас в крае еще не было? Но всё же онлайн-трансляции не заменят собой живые гастроли, и мы ждем с нетерпением, когда можно будет приехать на встречу с нашими любимыми зрителями в разных городах Приморского края".