Posted 24 января 2018, 06:10

Published 24 января 2018, 06:10

Modified 17 августа 2022, 09:06

Updated 17 августа 2022, 09:06

Приморские портовики пытаются найти замену сыпучим грузам

24 января 2018, 06:10
Даже сегодня имеющиеся «рыбные» мощности задействованы в порту Владивосток не полностью

На прошлой неделе врио губератора Приморского края Андрей Тарасенко дал повод для размышлений представителям портового бизнеса, озвучив тезис о возможной «добровольно-принудительной» смене курса некоторых предприятий. Речь шла о хорошо известных проблемах, возникающих при перевалке угля открытым способом. Впрочем, отказ от перевалки угля в городах Приморья стивидоры и сами прогнозируют – в перспективе нескольких лет, но при условии, что портам удаться восполнить выпадающие объемы другими грузами. Об этом сообщает РИА «Восток-Медиа» со ссылкой на «Золотой Рог».

«У нас есть два рыбных порта – Находка и Владивосток. Рыбные они только по названию, оба занимаются углем. Нам предстоит восстановить соответствующую инфраструктуру порта: сделать биржу, построить холодильник, создать возможность рынка для прибрежного флота», – заявил глава региона в ходе недавней пресс-конференции, отвечая на вопрос о перспективах развития рыбной отрасли Приморского края.

Надо признать, что врио губернатора поменял местами причину и следствие, хотя возможно и ненамеренно. Возглавлявший ФГУП «Росмортпорт» Андрей Тарасенко прекрасно осведомлен, что порты Владивостока и Находки, а точнее операторы морских терминалов, давно являются универсальными портами. Такое понятие, как рыбный порт, уже не существует в отраслевых документах, а скорее дань традиции.

Исторические названия «Владивостокский морской рыбный порт» и «Находкинский морской рыбный порт» носят предприятия, уважающие своё славное прошлое, но давно работающие в совсем других условиях и в другой экономике. Впрочем, данное обстоятельство не мешает одному из старейших предприятий Приморского края - ОАО «Владморрыбпорт», занимаясь перевалкой самых разнообразных грузов, удерживать лидирующие в регионе, да и на всём Дальнем Востоке позиции по объему перевалки именно рыбы и рыбопродукции.

Отметим, что именно резкий спад объёмов рыбных грузов в 1990-х годах привёл бывшие рыбные порты к необходимости привлекать другие грузы, трансформируюсь в универсальные терминалы. С тех пор количество дальневосточной рыбы, востребованной и выгружаемой в Росси, даже близко не восстановилось. С былых 5-6 миллионов тонн в год оно сейчас едва достигает 700-800 тысяч тонн.

Впрочем, отказ от перевалки угля в городах Приморья стивидоры и сами прогнозируют - в перспективе нескольких лет, но при условии, что портам удаться восполнить выпадающие объемы другими грузами. Если решать проблему «в лоб», то для этого тот же «Владивостокский морской рыбный порт» должен, либо нарастить объемы рыбных грузов, хотя бы до миллиона тонн в год (более чем в три раза), либо кратно поднять цены на тарифы по перевалке рыбы, которые не поднимались около десяти лет. Первое пока нереально, второе никому не нужно и вызовет негодование рыбаков и всех ветвей власти.

«Опыт работы с рыбаками показывает, что владельцы товара ориентируются не на географическое наличие складских комплексов, а на цены на рынках сбыта и на свои заключенные контракты, – пояснил директор «Владивостокского рыбного терминала» Алексей Златкин. – Даже в 2016 и 2017 годах рыбные мощности Владивостока были задействованы не в полном объеме. Сегодня множество портовых терминалов конкурируют за рыбную грузовую базу. Несмотря на то, что нередко в нашем порту стояли под выгрузкой по 4-5 рыбных транспорта, занимая 3-4 причала одновременно, в 2017 году рыбы нам привезли на 20 % меньше, чем в 2016».

Одним из вариантов решения «угольной проблемы» участник рынка и эксперты видят в замещении угля в порту Владивостока не только рыбными грузами, но и «экологически» нейтральными контейнерами. Однако их также как и рыбы не хватит ни Рыбному порту (ОАО «ВМРП»), ни торговому порту (ОАО «ВМТП»), поскольку ими занимаются «все кому не лень».

«В структуре оборота всех портов на территории Владивостока рыба занимает всего один процент. Нефтеналивные и сыпучие грузы составляют 84-86 процентов. В настоящее же время перевалка угля является частью экономики Приморского края, которая обеспечивает рабочие места для местных и налоговые поступления в бюджет, – убежден президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – Решить проблемы связанные с этой деятельностью, можно только комплексно и постепенно. Взять и отказаться от открытой перевалки угля, наверное, невозможно. Но можно заработать на этом и вложить средства либо в модернизацию угольных портов, чтобы снизить ущерб окружающей среде, либо инвестировать доходы в развитие иных высокотехнологичных направлений портового бизнеса, как это делает тот же Владивостокский рыбный порт».

Подпишитесь