Posted 7 апреля 2020, 05:38
Published 7 апреля 2020, 05:38
Modified 1 сентября 2022, 02:52
Updated 1 сентября 2022, 02:52
Наиболее серьезный провал зафиксирован в сфере молочного и мясного животноводства. В конце февраля поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях составило 7,6 тыс. голов (на 10,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). Самая большая убыль — в поголовье свиней (2,3 тыс. голов на весь Хабаровский край — на 20,9% меньше, чем в феврале 2019 года). Коров убавилось на 17,2% (осталось 3 тыс. голов), птицы — на 4,8% (1 274,5 тыс. голов. На уровне прошлого года осталось лишь поголовье коз и овец — 100 (!) голов. Данные приводит в докладе «Социально — экономическое положение Хабаровского края за январь — февраль 2020 года» Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, ЕАО и ЧАО.
«Сейчас, к сожалению, край обеспечивает себя собственным продовольствием всего на 15%. Самая низкая обеспеченность — около 10% у нас по молоку и мясу. Между тем, у края большой потенциал для развития сельского хозяйства и есть возможности для обеспечения себя собственным продовольствием, как минимум на 70%. Мы сейчас активно работаем над этим и надеемся, что скоро на территории края появятся новые крупные животноводческие комплексы, благодаря которым мы сможем увеличить собственное производство молока и мяса», — говорил глава минсельхоза Хабаровского края Александр Шкурин в июле прошлого года.
Между тем сокращается не только поголовье. За последний год резко упали показатели обеспеченности скота кормами, что вынуждает производителей уничтожать сельскохозяйственных животных. К началу марта 2020 года, по данным того же Хабаровскстата, на одну условную голову крупного скота в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, приходилось 2,1 кормовых единицы (год назад — 3,4 кормовых единицы). Всего запасы кормов для КРС снизились почти вдвое: если в начале марта 2019 года их было 10,2 тыс. тонн, то сейчас — 5,9 тыс. тонн.
Реализация молока краевыми сельхозорганизациями сократилась на 19,5%, а зерна — на 62,5%. Традиционно передовым в этой сфере остается лишь производство и продажа яиц — эти показатели выросли соответственно на 11,4% и 3,5%.
«В течение пяти лет Хабаровский край должен перейти на самообеспечение мясом, молоком, овощами и зеленью», — заявлял Сергей Фургал полтора года назад, объезжая сразу после вступления в должность губернатора фермерские хозяйства Хабаровского района.
С тех пор на официальном сайте регионального правительства было опубликовано немало релизов, информирующих проголосовавших за ЛДПР граждан, как все «доится и колосится» в сельском хозяйстве и сколько денег выделяется из бюджета на его развитие.
Тем временем крупным предприятиям приходится доказывать свое право на господдержку в суде. К примеру, арбитраж Хабаровского края завершает рассмотрение дела по иску ООО «Даниловка» к минсельхозу региона. Цена вопроса — более 18 млн рублей. Причина отказа при всех соблюденных условиях — личная неприязнь профильного министра Александра Шкурина (пенсионера — чужака для местных, приглашенного Фургалом из Амурской области) к собственникам фермы. В первой инстанции решение министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края об отказе в предоставлении субсидии ООО «Даниловка» на приобретение семян сельскохозяйственных культур, минеральных и органических удобрений, а также нефтепродуктов уже признано незаконным.
При этом никаких проблем с получением субсидии не возникло у сельскохозяйственного потребительского кооператива из Вяземского района, в составе которого — Наталья Хлапова, супруга первого зампреда правительства Хабаровского края Владимира Хлапова.
В таких условиях, да еще и с учетом специфических ограничений ввиду распространения коронавируса, в сельском хозяйстве Хабаровского края в ближайшее время и вовсе не останется энтузиастов. Кому захочется каждый свой шаг доказывать в суде, пока власти лишь создают иллюзию конструктивного взаимодействия и обеспечения продовольственной безопасности населения?