Posted 30 марта 2018,, 15:55

Published 30 марта 2018,, 15:55

Modified 17 августа 2022,, 09:09

Updated 17 августа 2022,, 09:09

В Латвии актеры на постановке съели собственную плоть

30 марта 2018, 15:55
В Латвии художник и режиссер Артур Берзиньш вызвал шквал критики в свой адрес после провокационного перформанса: прямо на глазах у публики актеры съели кусочки своей плоти, предварительно поджаренной на сковороде.

Пьеса получила название «Эсхатология», сообщает телеканал «360». По ходу действия мужчина и женщина хоронят детские игрушки, после чего появляется человек в костюме химзащиты, который срезает со спин актеров небольшие кусочки плоти. Поджарив их на сковородке, гость дает попробовать «блюдо» участникам перформанса. Происходящее транслировали в YouTube.

Берзиньш и ранее был известен своими провокационными работами, после увиденного зрители обвинили автора в попытке продвинуть каннибализм. Сам он ответил, что в таком случае преступлением следует считать «грызение ногтей». Режиссер уверен, что искусство не должно вызывать только прекрасные чувства. К тому же, все участники действа были добровольцами. Он пояснил, что спектакль – метафора. По замыслу автора, актеры должны были представить общество, которое потребляет само себя. Берзиньш считает, что в последнее время подобные отношения между людьми стали нормой и фактически превратились в новую религию. Видеозапись привлекла внимание и правоохранителей: полиция провела проверку, но ничего предосудительного в действиях актеров не нашли.

Российские деятели культуры уже прокомментировали происходящее. Так, режиссер Владимир Бортко привел цитату Нерона, который считал, что в отличии от ума, «человеческая глупость беспредельна”.

Режиссер Юрий Грымов также согласился с коллегой: по его мнению, подобный перформанс нельзя назвать искусством, а в роли критиков на этот раз должны вступить медики.

По мнению экспертов, сегодня практически стерта граница между настоящим творчеством и подделкой под него. В последние десятилетия все развивается по канонам постмодернизма. Категориями эстетики современные художники уже не мыслят. Так, искусствовед Михаил Миндлин уверен, что «Эсхатология» имеет право на существование, но искусством это можно назвать с большой натяжкой. Однако подобное в истории театра уже было, а значит автор может просто переосмысливать идеи. Психиатры уверены, что пропаганда каннибализма всегда связана с определенными душевными проблемами у режиссера, а значит, подобные спектакли не должны быть показаны на сцене, ведь кто-то из зрителей может посчитать, что увиденное – норма, а не патология.

"