Posted 10 апреля 2021, 10:41

Published 10 апреля 2021, 10:41

Modified 1 сентября 2022, 03:18

Updated 1 сентября 2022, 03:18

Пешеход во Владивостоке – тварь дрожащая или право имеет?

10 апреля 2021, 10:41
Владивосток – город для автомобилей, а если ты пешеход, будь готов претерпевать всевозможные тяготы и лишения. Об этом не говорил и не писал, пожалуй, только ленивый - от местных журналистов до заезжих блогеров-урбанистов. Однако у этой проблемы есть особая грань.

Речь идет уже не просто о том, что передвигаться по городу пешком неудобно и зачастую небезопасно, а о том, что порой это вовсе невозможно, поскольку отдельные районы Владивостока не связаны между собой пешеходной инфраструктурой. Проложить маршрут из точки А в точку Б - часто нерешаемая задача для любителей ходить пешком.

Владивосток уверенно держит пальму первенства по количеству автомобилей на душу населения. С точки зрения комфортности городской среды это вовсе не повод для гордости. Да, у большинства взрослых жителей Владивостока личный транспорт. У большинства, но не у всех. Да и те, кто передвигается по городу в основном на машине, иногда все-таки из нее выходят, попадая в недружелюбный пешеходный мир.

А ведь есть ещё и те, кто личному автомобилю и общественному транспорту предпочитает передвижение по городу на своих двоих. Для кого преодолеть расстояние в несколько автобусных остановок пешком – гораздо приятнее и быстрее, чем плестись в вечных владивостокских пробках. Вернее, было бы приятнее и быстрее, если бы не целый ряд «но».

Проехать - не пройти

Корреспондент «Восток-Медиа» при подготовке этого материала неделю ходил пешком по всем своим рабочим и личным делам. Первый вывод после этих прогулок: Владивосток – довольно компактный город. Да, его рельеф не даёт расслабляться, но критически больших расстояний почти нет. Путь от центра до Маяка или до площади Луговой - это порядка пяти километров или около часа пешего хода. Чтобы добраться от центра до 3-ей Рабочей или Первой речки нужно преодолеть не больше 3 километров, от верхней станции фуникулера до остановки «Молодёжная» - меньше 4 километров.

Казалось бы, ходить да и ходить, особенно с наступлением теплых весенних деньков. Но не тут-то было. Попробуйте проложить пеший маршрут с Фуникулера до Молодежной. Голова заболит еще в процессе решения задачки, как добраться до Некрасовской, петляя по виадукам из стороны в сторону. А на Некрасовской вы и вовсе упретесь в тупик, имя которому Некрасовский путепровод. Впрочем, путепроводу мы посвятим отдельную главу.

Тупиком оканчивается и пешеходная дорожка на Рудневском мосту. Перешел его в сторону Выселковой по левой стороне, а дальше хоть взлетай, ибо ты оказываешься на проезжей части. Ни с одной стороны Выселковой нет не то чтобы тротуаров, но даже хоть сколько-нибудь подходящих для движения пешеходов обочин. Да, это промзона, люди здесь не живут, но ведь они здесь работают. И ежедневно на работу как-то добираются.

«Добираться сюда на работу без машины – игра на выживание. На всю Выселковую только одна автобусная остановка и один пешеходный переход. Выходишь из автобуса на «Китай-городе», а дальше козьими тропами и косогорами. А если по пути хочешь зайти в магазин, другого пути, кроме как перебегать четыре полосы, нет», - рассказывает Ольга Громова, сотрудница одной из компаний, офис которой расположен на Выселковой.

Путь по правой стороне Рудневского моста в сторону Снеговой не лучше. И то, что тротуар весь в дырах, – ещё полбеды. В конце моста он упирается в оживленный перекресток, пешеходных переходов здесь нет, а направо уходит крутой спуск, и единственный вариант добраться до места назначения – идти по краю дороги. А в это время тебе спину с грохотом едут большегрузы – они все сворачивают на этот съезд, так как двигаться по мосту им запрещено.

«Даже если ты смелый и преодолел этот спуск, внизу тебя также ждет отсутствие тротуара. А тем, кому нужно на другую сторону улицы, приходится идти с полкилометра до ближайшего пешеходного перехода по ходу движения, что запрещено правилами. Кто-то удивится, мол, зачем здесь вообще ходить пешком? Но мне, например, с Баляева это быстрее, чем на общественном транспорте. Опять же в пандемию хотелось как можно меньше находиться в местах скопления народа», - рассказывает жительница Владивостока Елена Никитенко.

Центр Владивостока и Первомайский район города на радость автомобилистам с 2012 года соединяет мост. Если раньше путь из Центра на Чуркин занимал минут 20 по свободным дорогам, а в часы пик больше часа, то сейчас домчаться, скажем, от Суханова до Мариинского театра можно за 5-7 минут. Но вот пешеходов, к их великому огорчению, строители моста проигнорировали, сделав его только автомобильным. Лишь на короткий период люди получили возможность ходить по узким техническим проходам по обоим краям моста, пока это решение не опротестовала прокуратура. Это время многие любители ходить пешком вспоминают исключительно добрым словом, ведь добраться без автомобиля с Чуркина в Центр можно было за 20-30 минут. А сейчас извольте идти в обход бухты Золотой Рог, уважаемые пешеходы. Мост для машин, а не для вас.

Непроходимый путепровод

Некрасовский путепровод, пожалуй, самый проблемный в городе участок для пешеходов на сегодняшний день. Движение по тротуарам здесь официально запрещено, о чем свидетельствуют соответствующие дорожные знаки, установленные как со стороны Некрасовской, так и со стороны Молодёжной. В качестве увесистых аргументов к знакам прилагаются бетонные блоки, преграждающие дорогу пешим путникам.

А теперь попробуйте-ка придумать, как обойти путепровод. Со стороны моря нефтебаза, железнодорожные пути, станция «Первая речка» и прочие непреодолимые препятствия. Со стороны Камской – виляющая крутыми поворотами трасса, с одного края которой забор, а с другого – канава. Даже если рискнуть и пойти здесь, чтобы добраться с Молодежной до Некрасовской, потребуется сделать крюк в несколько километров.

При этом в памяти горожан еще свежи воспоминания о скандальном ремонте Некрасовского путепровода в прошлом году. Он обошелся городской казне более, чем в 300 миллионов рублей.

«На путепроводе, помимо укладки асфальтового покрытия на проезжей части, будут проведены работы по восстановлению гидроизоляции и поврежденных балок, отремонтированы предохранительные полосы, заменены тротуарные блоки, установлено новое барьерное ограждение – оно будет по типу, как на Золотом мосту. Общий объем работ по асфальтированию – 27 тысяч квадратных метров до мостового перехода и 48 тысяч квадратных метров – сам путепровод и развязки», - цитировала пресс-служба мэрии Владивостока представителя компании-подрядчика «Автобан-ДВ» Никиту Шпагина.

Проезжую часть с большим опозданием, да и вообще с горем пополам и яростным разносом от губернатора Олега Кожемяко все-таки доделали. А вот с тротуарными блоками и барьерными ограждениями что-то, похоже, пошло не так. Ибо они до сих пор пребывают в печальном состоянии. Те, кому запрещающие знаки и бетонные блоки – не преграда, бредут по путепроводу, как по минному полю, рискуя провалиться под мост или как минимум сломать ногу.

Кто не рискует, тот не ходит пешком

Риск – вообще неотъемлемая часть пешей ходьбы на длинные дистанции по Владивостоку. Еще один пример: путь от Маяка до Набережной частично проходит по так называемой тропе здоровья – одной из немногих специально оборудованных пешеходных зон. Однако, чтобы выйти на тропу здоровья, придется этим здоровьем сначала рискнуть. Участок, где улица Верхнепортовая переходит в улицу Лейтенанта Шмидта, пару лет назад отремонтировали – вместо убитой грунтовки там теперь вполне ровная заасфальтированная дорога. Только вот тротуара здесь нет ни с одной стороны. Пешеходы прорываются к тропе здоровья прямо по проезжей части. Это при том, что здесь закрытый поворот на 90 градусов.

Подобных примеров любой горожанин навскидку приведет с десяток.

«Эта тема – сплошные слёзы. Если пешеходы во Владивостоке – второй сорт, то какой же тогда сорт мамочки с колясками? А если у тебя в одной руке коляска, а в другой – старший ребенок, то уймись, мать, и переезжай в Москву, там будешь по тротуарам гулять», - сокрушается молодая мама Татьяна.

Известный общественник Денис Ясинков, организатор велоралли «Тур острова Папенберг» и ряда других спортивных мероприятий, 12 лет назад переехал во Владивосток из Москвы. И был шокирован полным отсутствием пешеходной инфраструктуры.

«Причем, это не особенность региона. Такого нет в других городах Приморья. В Находке, Уссурийске, Арсеньеве, да даже в соседнем Надеждинском районе с пешеходным пространством все более-менее в порядке. Я часто хожу пешком, во-первых, потому что предпочитаю движение и здоровый образ жизни, во-вторых, моя работа связана с проведением геологических изысканий, и это требует пеших перемещений по исследуемому району. Что сказать, условия для пешеходов во Владивостоке иначе как дикостью не назовешь. Постоянно испытываю испанский стыд, когда вижу группы иностранных туристов, которые бредут по проезжей части, причем, в непосредственной близости от центра города. Жил в разных городах, но нигде такого не видел. В небогатом провинциальном Архангельске до сих пор сохранились деревянные тротуары. Они старенькие, но они есть, и их состояние худо-бедно поддерживается. А мы претендуем на гордое звание столицы Дальнего Востока», - говорит Денис Ясинков.

А на острове Русском, где живет Денис Ясинков, пешеходное пространство отсутствует как таковое.

«Просто идешь по обочине пыльной грунтовки и буквально за минуту покрываешься сверху пылью, а снизу грязью. Детский сад у нас от поселка в полутора километрах. Пешком идти 15-20 минут. И местные жители водят в садик детей прямо по проезжей части этой пыльной дороги, потому что другого варианта нет, если нет автомобиля», - рассказывает общественник.

Свободу пешеходам!

Можно сколько угодно обижаться на Варламова и Лебедева, которые то и дело пренебрежительно высказываются в адрес новоиспеченной столицы ДФО, но вряд ли мы, жители Владивостока, искренне любящие свой город, принимали бы эти нападки так близко к сердцу, если бы в них не было горькой правды.

Сегодня право на передвижение по «Лучшему городу земли» дают водительские права и личный автомобиль. Пешеход же – существо совершенно бесправное, тут нет даже и речи ни о какой социальной справедливости.

Между тем сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смертности в Приморье, и Владивосток – не исключение. А, как известно, один из главных способов профилактики этого вида недугов – движение, активный образ жизни. «Бегом от инфаркта», - призывают врачи. Ну или хотя бы пешком. К сожалению, жителям Владивостока ни сбежать, ни уйти от него некуда - пути отрезаны.

Подпишитесь