Этой осенью Приморье может остаться без двух крупнейших сельскохозяйственных предприятий – ФГУП «Дальневосточное» и ООО «Лазурное». О том, почему приморским потребителям «не светят» отечественные огурцы, а также о том, как вводят в заблуждение покупателей торговые сети – в материале РИА «Восток-Медиа». Впрочем, со своей позицией на этот счёт выступили и энергетики.
Самое дорогое тепло
Одной из главных приморских новостей в последние дни стал суражевский «огуречный кризис». В минувшую пятницу ФГУП «Дальневосточное» заявило о возможной остановке работы. Причиной этого стали долги за отопление, с которыми компания не может расплатиться. Руководитель предприятия Владимир Сидоренко (брат осужденного бывшего вице-губернатора), рассказал корреспонденту РИА «Восток-Медиа» о том, почему «Дальневосточное» оказалось на грани исчезновения.
«Серьёзные проблемы у нас начались в 2014 году, когда на рост тарифов наложился мощный экономический кризис. Мы много материалов получаем из-за рубежа. Да те же семена: у нас в России большая их часть закупается за рубежом, а потом перепродаётся. В итоге они моментально подорожали в два раза», - рассказал руководитель «Дальневосточного».
Однако самая главная беда приморских овощеводов, по словам Сидоренко, - тарифы. Больше половины затрат в тепличном бизнесе приходится на оплату теплоснабжения. В Приморье тарифы почему-то оказались самыми высокими в России. По словам Владимира Сидоренко, его компании приходится платить 2150 рублей за гигакалорию (единица потребления тепла). По всей остальной России плата за тепло не превышает 1154 рубля. В том же Благовещенске владельцы тепличных комбинатов платят 1024 рубля, при этом деньги они платят в ту же ДГК. Они даже используют такое же оборудование, что и приморцы.
«Ещё три года назад мы говорили, что рост тарифов просто убьёт тепличную отрасль в Приморье. При поддержке Общероссийского народного фронта мы обращались во все инстанции. Никто ничего не сделал, в итоге ФГУП «Дальневосточное» и тепличное хозяйство «Лазурное» провалились в экономическую яму», - сетует Владимир Сидоренко.
При этом программу по субсидированию тепличных комбинатов сформировали ещё пять лет назад. С тех пор она не менялась. Это означает, что в неё заложены цены и тарифы пятилетней давности, а они в разы меньше существующих. Пересматривать программу пока никто не собирается.
Навар на овощах
Другим фактором, поставившим приморских овощеводов на грань выживания, стал фактический захват рынка китайскими производителями. Во многом это произошло из-за пресловутых «антисанкций» и закрытия российского рынка от западных партнёров. Прекратив торговлю со странами Европы, Россия открыла двери для соседнего Китая. В этом году импорт овощей из Поднебесной вырос примерно на треть. При этом торговцы из КНР очень сильно демпингуют (искусственно понижают) цены на рынке. Они могут себе это позволить. По словам Владимира Сидоренко, за товар торговцы из соседнего государства получают двойную цену: за каждый проданный килограмм им платит сам Китай, и уже во вторую очередь – российские потребители. Это позволяет китайцам сбрасывать цену до минимума. У российских овощеводов такой возможности нет – кроме того, себестоимость их продукции растёт вместе с тарифами на тепло.
Этим активно пользуются многие ритейлеры. Приморские овощи (они занимают примерно 10 - 15 процентов рынка) становятся своеобразным ценовым флагманом. Зачастую на них делается бешеная накрутка. Руководитель «Дальневосточного» отметил, что обычно она варьируется от 150 до 340 %. Потом под эту цену подгоняются китайские овощи, доставшиеся продавцам по бросовой цене. Так размер маржи уже переваливает за все разумные пределы. Большинство потребителей не разбираются в вопросах ценообразования и поэтому не видят «разводки». Всё, что им остаётся – это жаловаться на стабильно дорожающие продукты.
"Это даже не искажение фактов..."
Словом, ситуация у овощеводов более чем печальная. Она усугубляется тем, что власти упорно не хотят её замечать. За последний год представители «Дальневосточного» сообщали о своих проблемах на двух совещаниях и трёх экспертных советах.
«Мы прямо говорим – у нас катастрофа происходит. Чиновники же неизменно рапортуют о том, что у тепличных комплексов в Приморье всё хорошо. Это даже не искажение фактов, это настоящее враньё», - негодует Владимир Сидоренко.
По словам директора «Дальневосточного», овощеводы обратились к чиновникам за помощью, но никакой толковой реакции до сих пор не последовало. Более того, кураторы сельского хозяйства региона впервые узнали о проблемах овощеводов после обращения предприятия.
Тем более грустно это всё выглядит на фоне успехов соседних регионов – Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, считает Сидоренко. Там из года в год расширяют площади тепличных хозяйств. В Приморье же овощеводы думают не о расширении, а о выживании.
Дело – труба
Чего же, в конце концов, просят владельцы приморских теплиц? В первую очередь, возможности договориться с Дальневосточной генерирующей компанией. Долги у «Дальневосточного» были всегда, иногда даже более серьёзные, но с ними удавалось расплачиваться. Тепловики шли на диалог, делали поблажки – и, в конечном итоге, все оставались довольны. В этом году ДГК отказалась обсуждать долговой вопрос.
«В прошлую пятницу к нам заявились ребята из теплоснабжающей компании, незаконно прошли на территорию. Они попытались вырезать у нас кусок трубы, чтобы мы гарантированно не смогли получать тепло. У них это не получилось: в трубе оставалась вода. Они просто пришли к нашему дежурному, попросили спустить воду из трубы, чтобы её спилить. Понимаете комичность ситуации? Сами рабочие ни в чём не виноваты, им просто сказали – идите и сделайте, не посвящая в детали», - рассказал Владимир Сидоренко.
Он отметил, что в первых сообщениях от «Дальневосточного» ДГК перепутали с ДЭК. Руководитель сельхозпредприятия приносит Дальневосточной энергетической компании официальные извинения за эту путаницу.
ДГК: куда уходят деньги от продажи овощей?
«Энергетики не имеют возможности кредитовать чужой бизнес в ущерб энергобезопасности региона», – с таким заявлением выступили в АО «ДГК», комментируя конфликт в Суражевке.
Заместитель генерального директора по сбыту АО «Дальневосточная генерирующая компания» Дмитрий Богдановский подробно пояснил:
«На сегодняшний день задолженность ФГУП «Дальневосточное» перед АО «Дальневосточная генерирующая компания» составляет без малого 35 миллионов рублей. Проблемы с оплатой за тепло у предприятия начались ещё весной 2016 года.
В прошлом году перед началом отопительного сезона мы столкнулись с той же самой ситуацией. Руководство ФГУП «Дальневосточное» обращалось с просьбой начать отопительный сезон в долг, обещая погасить долг в ближайшее время. Учитывая социальную значимость сельхозпредприятия для края, ДГК пошла на уступки руководству предприятия, ожидая оплату за уже оказанные услуги теплоснабжения. Но вопреки обещаниям первые деньги энергетикам от ФГУП «Дальневосточное» поступили только в марте 2017-го. Предприятие не гасило долги, когда такая возможность у него была.
По мысли руководства сельхозпредприятия энергетики должны оказывать услугу, поставлять коммерческому предприятию, каковым ФГУП «Дальневосточное» и является, тепло в течение всей зимы, но не получать за это никакой оплаты? В этой ситуации возникают вопросы: куда уходят деньги, которые предприятие получает от продажи своих овощей, почему энергокомпания должна за свой счёт кредитовать другое коммерческое предприятие?
Всё лето предприятие нам обещало вернуть долги за прошлый отопительный сезон, но не сделало этого. В этом году обещания повторяются, но мы им уже не верим. Прикрываясь продовольственной безопасностью края руководство ФГУП «Дальневосточное» хочет поставить под угрозу энергетическую безопасность всех жителей и потребителей края?»
Дмитрий Богдановский уточнил, что в 2016-м и 2017 годах АО «ДГК» и ФГУП «Дальневосточное» заключили 3 соглашения о реструктуризации долга, ни одно из них так и не было выполнено. Подобная же ситуация сейчас происходит с ООО «ДЭМ-Лазурное КСП», добавили энергетики. Компания задолжала ДГК 17 миллионов рублей. Из 3 заключённых соглашений по погашению долгов выполнено только одно.
«Итого только два этих предприятия края задолжали нам 52 миллиона рублей – это очень большая сумма. И это в период ремонтной кампании, когда каждый рубль идёт на подготовку к осенне-зимнему периоду. Перед зимой нужно покупать топливо и ремонтировать сети, но это очень сложно делать, не получая оплату от потребителей», – заключает официальный представитель энергетической компании.
***
Как разрешится данная проблема – сказать сложно. Однако шанс на благополучный исход всё-таки есть. По словам Владимира Сидоренко, к её решению уже подключился депутат Госдумы Виктор Пинский. Он пообещал обсудить этот вопрос с «РусГидро» - корпорацией, в которую входит ДГК. Так что заниматься приморским «огуречным кризисом» будут на самом высоком уровне.