Posted 28 февраля 2018,, 00:34

Published 28 февраля 2018,, 00:34

Modified 1 сентября 2022,, 03:25

Updated 1 сентября 2022,, 03:25

Шуба с кодом: меховой рынок России переживает революционные изменения

28 февраля 2018, 00:34
По мнению президента ТПП, в данном сегменте должна появиться здоровая конкуренция

Пушной промысел на протяжении веков оставался одним из главных «доноров» государственного бюджета России. До конца ХХ века страна находилась в числе лидеров в производстве и потреблении «мягкого золота» – меха. Сейчас в гардеробе модных россиянок не так много «отечественной овчинки», как хотелось бы. Почём сегодня в стране фунт меха, выясняла программа РБК «Бизнес-вектор».

150 миллиардов рублей – такова ёмкость рынка меховых изделий в Российской Федерации. Некоторое время назад власти ввели обязательную маркировку для верхней меховой одежды. Как следствие – её легальные продажи выросли в десять раз – до 68 миллиардов рублей.

85 процентов составляет импорт. Достаточно крупный сегмент – головные уборы. К каждой выпущенной в России шубе прилагается 10 – 12 шапок. Но если «конвертировать», то их доли по результатам 2017 года примерно одинаковы.

«Меховой бизнес связан с привлечением больших оборотных средств: для закупки пушнины и прикладных материалов. А реализация меховых изделий может быть произведена через год – два», – пояснил президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов.

«К сожалению, в Россию мы не можем поставлять наше качество пушнины, поскольку российские потребители больше сконцентрированы на низкокачественную пушнину. А наши потребители – это Китай, Япония и Корея», – рассказал совладелец звероплемзавода «Савватьево» Георгий Четвёркин.

«Дальше, я думаю, рынок начнёт “обеляться”, появится здоровая конкуренция. Ведь то, что находится в тени, искажает конкуренцию. Вы же понимаете, у одних есть преимущество: они ничего никому не платят, в серую провозят шкурки, таким же образом их шьют и так далее. Другие за всё платят, и это искажает конкурентную среду», – убеждён президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Сейчас, по сути, к каждой «законной» норковой шубе прилагается бирка из плотного картона с магнитной лентой и QR-кодом – это своеобразное удостоверение мехового изделия. Красными бирками обозначают импорт. Зелёными – made in Russia. Эксперты успели назвать подобную маркировку «революцией на отечественном рынке меха».

Впрочем, окончательно проблемы в данном сегменте рынка пока не исчезли.

«В прошлом году на меховом рынке страны наблюдалась эйфория. На него вышли многие игроки. Мы тоже значительно увеличили производство в расчёте на то, что маркировка покончит с чёрным рынком, и мы сможем взять освободившуюся долю себе. Но зима оказалась не очень удачной, а доля “чёрного рынка” хоть и сократилась, но не исчезла полностью», – поделился бизнесмен Андрей Каляев.

Самые редкие и дорогие меха – каракульча, рысь, соболь – занимают до 10 процентов продаваемых на внутреннем рынке шуб и пальто. Примерно такой же спрос на одежду из лисицы и песца. Но самый значительный «игрок» рынка – норка. Правда, своей норки в РФ почти не осталось.

«У нас в России своего сырья, кроме овчины, нет. И это заставляет тех, кто пытается производить из пушнины наиболее востребованные изделия, закупать материал за рубежом. А там высокие таможенные тарифы», – констатировал Сергей Катырин.

Сейчас в стране на мехе специализируются 1200 компаний. На 50 крупных фабрик приходится 30 процентов всего рынка. Остальные участники – это мелкие производители и ателье.

Группа «СаввАтьево» произвела в 2017 году пушнины на 300 миллионов рублей. Треть данной суммы принесли поставки на экспорт. Георгий Четвёркин и его партнёры рады бы отправлять на аукционы за рубеж 80 процентов своей продукции. Но для этого необходима новая ферма за 400 миллионов рублей инвестиций. Вложения могли бы окупиться примерно за семь лет. Но планы серьёзно изменили власти, вернувшие с 1 января звероводам налог на добавленную стоимость вместо сельскохозяйственного налога.

«Власть должна обратить внимание на меховую отрасль и создать ей благоприятные условия. Институты развития, которые у нас есть, могли бы серьёзно поработать в данном вопросе. Например, ФРП, который сейчас даже под 1 % даёт кредиты. Можно привлечь и другие институты, которые поддерживают малый бизнес», – полагает президент ТПП РФ.

Отраслевые сообщества предложили правительству России и Евразийской экономической комиссии на два года отменить ввозные пошлины на сырьё для меховых изделий. Данная мера позволит участникам рынка «поднять голову». В идеале – довести за десятилетку долю отечественных изделий на рынке до 50 процентов.

"