Posted 1 апреля 2018, 02:17

Published 1 апреля 2018, 02:17

Modified 1 сентября 2022, 03:24

Updated 1 сентября 2022, 03:24

Приморские краболовы хотят определенности по квотам

1 апреля 2018, 02:17
Глава Минсельхоза Александр Ткачев поручил до 1 июня доработать механизм о закреплении долей инвестиционных квот на вылов крабов. Однако еще не принято окончательное решение: выделять предприятиям лимиты ценного биоресурса под строительство добывающего флота или разыгрывать квоты на аукционах, как раньше.

Как ранее сообщало РИА «Восток-Медиа», согласно поправкам в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», доли квот за компаниями теперь будут закреплять на 15 лет. Распределять лимиты планируется, как и прежде, по так называемому историческому принципу – учитывая статистику вылова предприятия за прошлые годы. Ранее квоты закреплялись на 10 лет, еще раньше – на пять. В отрасли увеличение сроков приветствуют: в 90-е, когда квоты распределялись на каждый год, бизнесу невозможно было строить долгосрочные планы и вкладываться в строительство судов, заводов и тому подобное.

Некоторые предприятия получат новый вид квот – на инвестиционные цели. Компания, строящая судно на отечественной верфи или рыбоперерабатывающее предприятие на российском берегу, может претендовать на дополнительные лимиты минтая, сельди, трески или другого валютоемкого объекта. В соответствующий перечень включили и крабов: синего, равношипого, стригунов опилио и бэрди – на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, камчатского – как на Дальнем Востоке, так и в Баренцевом море.

Шокирующие инициативы

В ноябре прошлого года президент Владимир Путин получил письмо с предложением кардинально пересмотреть принципы выделения крабовых лимитов. Во-первых, неизвестные авторы считают, что следует закреплять квоты по крабу не на 15 лет, а, как и прежде, на 10, и не по историческому принципу, а по итогам аукционов. При этом уже в текущем году предлагается провести торги и выставить на них около 60 тысяч тонн ценного биоресурса, распределенных по историческому принципу до 31 декабря 2018 года. В письме говорилось, что средства на аукционы у краболовов есть.

Вторая инициатива – отказаться от крабовых инвестквот: «строительство краболовных судов в силу их низкой технической вооруженности не создаст предпосылок для развития высокотехнологичного отечественного судостроения», – цитирует «Коммерсант» авторов обращения.

Известие по-настоящему всколыхнуло отрасль. Рыбопромышленники, многие из которых уже разместили заказы на постройку судов и береговых заводов, опасаются прецедента. Предприниматели боятся, что сначала из исторического принципа выведут крабов, а затем наступит очередь минтая и других важных объектов. Также существует опасность, что покупка квот на аукционах лишит бизнес средств на обновление флота и другие инвестиционные проекты.

Призывы не менять установившиеся правила звучали на заседании Общественного совета при Росрыболовстве в ноябре. В феврале руководители рыбопромышленных предприятий подписали открытое письмо президенту, в котором главу государства попросили наложить мораторий на изменение базовых принципов закона о рыболовстве. А 26 февраля в Москве прошел IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса России, главной темой которого стала защита исторического принципа.

Кому выгодно?

На съезде рыбопромышленники назвали лоббистом «крабовых новаций» «Русскую рыбопромышленную компанию». Сейчас в ее состав входят несколько крупных дальневосточных рыбодобывающих компаний, по ряду позиций промышленного рыболовства РРПК лидирует в стране.

Крабом компания начала заниматься в 2017 году. Входящее в ее состав ОАО «ТУРНИФ» выиграло на аукционе Росрыболовства лимиты вылова трех видов – синего, волосатого четырехугольного и стригуна опилио – в подзоне Приморье. Отметим, в феврале в СМИ попала информация, что основные владельцы РРПК – брат губернатора Московской области Максим Воробьев и зять миллиардера Геннадия Тимченко Глеб Франк – оказались замешаны в сомнительной истории с экспортом краба в Южную Корею.

В конце февраля компания сообщила, что Глеб Франк приобретет долю Максима Воробьева в ООО «РРПК» и станет контролирующим акционером организации.

Окончательное решение пока не принято

29 марта в Москве состоялось заседание коллегии Федерального агентства по рыболовству. На этом мероприятии министр сельского хозяйства Александр Ткачев, по данным СМИ, поручил доработать до 1 июня и внести в Правительство проект постановления о закреплении долей инвестиционных квот на вылов крабов. Глава Минсельхоза отметил, что речь идет о строительстве флота как для Дальнего Востока, так и для Северного бассейна. «Ожидается, что под эти квоты будет построено около 40 среднетоннажных судов», – заявил Александр Ткачев.

Однако заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков сообщил журналистам, что пока не принято решение: ввести аукционы по крабам или заменить торги инвестиционными квотами. Два механизма одновременно запущены не будут. Глава федерального агентства обещал, что решение примут прозрачно, обсудив его в рамках правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса. От сделанного выбора будет зависеть то, каким будет постановление правительства, регламентирующее распределение крабовых инвестквот.

«Решение «крабового вопроса» слишком затянулось, пора бы уже с ним определяться – прокомментировал нам ситуацию президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. – Первый квартал 2018 года на исходе, полным ходом идут заявительные кампании, реализуются новые положения законодательства о рыболовстве, а по крабам одни полунамеки. Все это выглядит некрасиво и создает нездоровый фон для отрасли в целом».

Стабильность сулит заманчивые перспективы Дальнему Востоку

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов рассказал «Восток-Медиа», что добывающие предприятия региона связывают с крабами большие планы. В начале марта на ленинградском судостроительном заводе «Пелла» было заложено судно для добычи и переработки краба, заказчиком выступила компания «Антей» из Приморского края.

Отметим: по данным СМИ, на торжественной церемонии присутствовал и Илья Шестаков. В тот же день стороны подписали контракт на строительство еще одного судна. «Это показывает, что рыбохозяйственные компании, в том числе крабовики, занимаются своим бизнесом очень ответственно, выстраивают экономику предприятий на долгие годы», – подчеркнул Георгий Мартынов.

Руководитель отраслевого объединения добавил, что сейчас большинство российских судов-краболовов куплены в Японии, поэтому отличаются маленькими каютами и вообще стесненными условиями жизни. Флот же, построенный по отечественным требованиям, гораздо комфортнее для экипажа.

«Мы полагаем, что следующий шаг в рыбацком судостроении должен быть сделан на Дальнем Востоке, – заявил Георгий Мартынов. – Ведь это несложные в конструктивном плане и небольшие – 55-60 метров - суда, которые вполне могут строить наши верфи. И чем быстрее наступит стабильность в «крабовом вопросе», тем быстрее дальневосточные судостроительные предприятия начнут производить краболовов».

Эксперт добавил, что отечественные компании сравнительно недавно начали поставлять краба, в том числе живого, на внутренний рынок. Такая схема полностью оправдала себя с креветкой подзоны Приморье: ее уловы, ранее отправлявшиеся в страны АТР, теперь успешно продаются на российском берегу. Получится и с крабом, уверен Георгий Мартынов.

«Мы надеемся, что будет принято верное решение, и аукционы не введут, – подчеркнул глава АРПП. – Хорошая альтернатива этому – строительство добывающего флота под инвестквоты».

Отправка же крабовых квот на торги повлечет приток в страну иностранного капитала – китайского, корейского, японского, предостерег президент ассоциации. По его словам, ни одна рыбацкая компания Приморья на сегодняшний день не занимается исключительно крабом – все осваивают по нескольку объектов. «Одновременно строить суда и заниматься другими промыслами – это требует огромных денег. Часть резерва компании уже потратили на аукционах по крабовым квотам в мае прошлого года, тогда в бюджет государства поступило свыше 23 миллиарда рублей. Поэтому придет зарубежный бизнес».

Также Георгий Мартынов отметил, что если компании потратятся на аукционы, они не смогут развивать другой бизнес – строительство рыбоперерабатывающих заводов и освоение новых объектов. Например, скумбрии и дальневосточной сардины (иваси), к которым отечественные рыбаки сейчас проявляют большой интерес.

Материал подготовлен в рамках информационного проекта «Приморье: Рыбный край».