Пока государственные органы выясняют кто прав, а кто виноват, арестованные в Приморье косаток и белух в ближайшее время могут остаться без пищи. Постановления Ленинского суда об аресте животных законодательно запретили владельцам млекопитающих любым образом заботиться и кормить своих подопечных. При этом защитники животных уже обвинили следователей в том, что государство после процедуры ареста не выделило финансовые средства на содержание животных в адаптационном центре или другом месте, в котором могли содержаться арестованные косатки и белухи.
Напомним, что информация об аресте китообразных с публикацией фотографии оригинала документов следствия была опубликована социальной сети Фэйсбук в воскресенье с утра на странице «Совета по морским млекопитающим». Предположительно, документ был каким-то образом изъят из служебной переписки между ВРИО руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Амирханом Амирхановым и старшим следователем лейтенантом юстиции СУ СК России по Приморскому краю Еленой Смоленской (номер документа 106/000019 от 22 ноября).
СК наложил арест на животных и рекомендовал Роприроднадзору «незамедлительно уведомлять следователей обо всех поданных заявлениях ООО «Афалина», ООО «Белый кит», ООО «Океанариум ДВ», ООО «Сочинский дельфинарий» для получения разрешений на экспорт вышеуказанных водных биологических ресурсов - выносить решения об отказе в выдаче разрешения СИТЭС (в связи мерами процессуального принуждения - наложения ареста) - предоставить заверенные копии направляемых заявлений с обосновывающий документацией на экспорт водных биологических ресурсов за 2018 год», - информирует всех пользователей сети страница общественной организации.
Между тем, официальный пресс-релиз на сайте СУ СК по Приморью не размещен. Но как следует из информации, размещенной в социальных сетях, постановление о наложении ареста вынес Ленинский суд города Владивостока. В соответствии с частью 2 статьи 115 УПК РФ наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованному собственнику или владельцу имущества распоряжаться, и пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.
Руководители компаний, которым принадлежат животные, считают, что процедура ареста, произведенная органами следствия, не дает понимания, кто обязан заботиться о животных и нести финансовые расходы по их содержанию.
Как отметил руководитель предприятия ООО «Афалина» Алексей Решетов, компания вынуждена нарушать судебное решение, чтобы не допустить ужасных последствий. Сотрудники организации опасаются, что животные из-за решения суда попадут в «неумелые» руки.
«Будем обжаловать постановление суда, если жалобу не удовлетворят, то наша организация не сможет кормить животных. Исполнение мер по аресту может привести к их гибели. Все наши тренеры очень взволнованы. Люди на грани нервного срыва. В результате ежедневных проверок животные находятся в стрессе. Теперь, когда суд вынес постановление об аресте и изъятии, существует опасность того, что животными будут заниматься случайные люди с низкой квалификацией. Если конечно, к ним можно допустить лиц со стороны. Зоозащитники, которые добивались ареста, уже не волнуются о судьбе наших воспитанников. А у нас ведь идёт планомерная работа по дрессуре», утверждает представитель компании собственника.
Адвокаты компании считают, что процедура передачи животных на ответственное хранение произведена некомпетентно и возможно с нарушением законодательства. По их словам в акте передаче нет сведений и животных, нет номеров чипов, нет пола животного. А ведь даже когда арестовывают автомобиль, указывают его VIN номер.
Между тем, по имеющейся информации, следствие может попытаться арестовать оставшихся животных. Но представители компании собственников уже заявляют о том, что без определения того, за чей счет будет осуществляться содержание, кормление, ветеринарное наблюдение, закупка медикаментов и водолазного обслуживания, изъятие животных у собственников приведет к их гибели.
«Содержание животных обходится нашей компании более 500 тысяч рублей в день. Работают водолазы, тренера, ветеринары. Есть платежи за аренду оборудования. Эти животные использовались в культурно-просветительской работе. Все рыболовные билеты были выданы законно Росрыболовством. Однако, несмотря на законность отлова, предпринят ряд шагов по дискредитации России на международной арене. Для нас очень важно, чтобы государственные органы не стали участвовать в кампании по очернению и травле системы океанариумов и дельфинариев», - рассказал агентству генеральный директор «Океанариум ДВ» Александр Бронников.
Тем временем представители экологических организаций предлагают противоположные действия по отношению к животным. Так, представитель ГРИНПИС России Оганес Таргулян заявил в СМИ:
«Настаиваем на том, что животных надо отпустить. Более того, у нас есть заключение учёных, которые занимаются китообразными. В нём указано, что как минимум косаток нужно выпустить немедленно».
Кроме того, он признает, что из-за процедуры ареста состояние «арестованных» косаток и белух может серьёзно ухудшиться, поскольку следственные органы не в состоянии обеспечить надлежащий уход.
А вот директор реабилитационного центра морских млекопитающих «Тюлень» Лора Белоиван, считает, что животных отпускать нельзя. В комментарии агентству PrimaMedia она заявила:
«Что касается мгновенного выпуска, то, во всяком случае, по белушатам он невозможен даже при мгновенном решении суда об их изъятии. Они маленькие, их надо подращивать минимум год, а лучше два. В идеале, их не нужно было ловить, но это уже случилось. Косатки, конечно, и сейчас имеют более высокий шанс на выживание, а белушата в этом возрасте, отнятые у матери, окажись они прямо сейчас на свободе — обречены. Большая их часть, во всяком случае. Если суд примет решение об изъятии и реинтродукции, животным будет необходимо пройти длинный реабилитационный процесс в условиях, приближенных к естественным».
Спорные мнения общественных организаций обусловлены тем, что косатками занимаются люди, не имеющие биологического образования, и не имеющих компетенций по морским млекопитающим. Однако известно, что ученые ВНИРО готовы вылететь в Приморье, чтобы дать свою оценку животные какого возраста были отловлены и помещены в центр адаптации. Также, судя по всему, будет дана оценка гипотезе «О транзитных плотоядных косатках».
Ранее РИА «Восток-Медиа» сообщало, что первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман предупредил руководителя Федерального агентства по рыболовству Илью Шестакова об ответственности, которую руководитель ведомства может понести за выдачу разрешении на вылов морских млекопитающих.
Основой для прокурорского реагирования стала проверка информации о продаже отловленных в текущем году животных за границу якобы в культурно-просветительских целях. По информации Генпрокуратуры, предприятия, осуществляющие добычу, а именно ООО «Афалина», ООО «Океанариум ДВ», ООО «Сочинский дельфинарий», ООО «Белый кит» не смогли подтвердить статус организаций культуры и свои намерения использовать животных в культурно-просветительских целях. Должностные лица Росрыболовства, зная об этом, не выдали разрешение на вылов в 2017 году, однако открыли доступ к ресурсам в 2018 при аналогичных условиях.
На сайте Федерального агентства по рыболовству в ответ на претензию появилась информация о том, что все разрешения выписаны на законных основаниях. Специалисты отметили, что предоставленные на 2018 год объёмы соответствуют общедопустимому улову. Более того, процедура выделения квот прошла порядка шести общественных обсуждений и экспертиз. Стоит учесть, что на всех этапах делопроизводства прокуратура не препятствовала и не вносила правки.
«Росрыболовство также провело правовую экспертизу утверждения планов компаний-пользователей, в которых была отражена культурно-просветительская работа, в том числе и передача морских зверей в иностранные дельфинарии и океанариумы. На каждом этапе прохождения документов органы прокуратуры могли внести меры своего реагирования, однако этого не произошло», – отмечают представители Федерального агентства.
Своё слово по данной теме высказали специалисты Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, которые не участвовали в доследственных проверках Следственного комитета Приморья. В основе возбуждённого уголовного дела лежит мнение о том, что 11 косаток являются «плотоядным» подвидом, внесённым в Красную книгу Камчатского края. Представители ВНИРО считают, что это предположение ошибочное, поскольку существования данного вида не доказано и не описывается ни в одном источнике.
«В настоящее время мировым научным сообществом признается существование единственного вида Orcinus orca (Linnaeus, 1758). Деление косаток на какие-либо экотипы или популяции по пищевой специализации «плотоядные» и «рыбоядные» является все еще дискуссионным вопросом, а никак не официально признанным фактом. Против этой гипотезы у ученых существует ряд возражений. Сами по себе термины «рыбоядная» и «плотоядная» косатка являются не научными, а просторечьем, неуместным в научной литературе. Даже в работах зарубежных специалистов, которые российские сторонники гипотезы плото/рыбоядных косаток взяли за основу своих исследований, можно найти данные о том, что пищевая специализация имеет временный характер и хорошо обнаруживается в период хода лососей – излюбленного корма косаток», - отметили в комментарии отраслевого НИИ.