Мичман Роман Марков до того, как оставить военную службу, испытывал подводные лодки, проводя на борту кораблей по нескольку недель много раз. Всего на его счету — более 20 выходов в море, и как-то раз морякам пришлось провести внутри корпуса подводной лодки более месяца, не выходя на поверхность. Роман рассказал о нескольких стадиях, через которые проходят люди, оказавшиеся в замкнутом пространстве по долгу службы:
«К каждому выходу в море готовишься заранее, но всё равно первая реакция, когда оказываешься в ограниченном пространстве, — неприятие. Каждому приходится отставить все привычные дела, покинуть семью и детей, а на лодке изо дня в день видеть совсем другие лица. Второй период — гнев, когда у тебя всё идёт кувырком, пока не вольёшься в новый рабочий ритм, не привыкнешь к вахтам. И только потом наступает принятие и смирение, когда ты полностью погружаешься в технический процесс и вместе со всем экипажем начинаешь представлять единый организм».
В свободное от вахт время кто-то из подводников читал, кто-то смотрел фильмы на ноутбуке или в кают-компании. Некоторые занимались спортом, хотя на маленькой дизельной подводной лодке это делать сложно.
«Мы подтягивались, отжимались и приседали на торпедной палубе, перила на трапах использовали как брусья» — вспоминает Марков.
Однажды коллега Романа прошёл по свежевымытому полу во время палубной приборки — и этого хватило, чтобы мичман взорвался. В ходе перепалки он даже схватился за лом — чего не ожидал даже сам от себя, не говоря о коллегах. Но они удержали моряка от непоправимого.
Самым приятным моментом мореплавания Роман называет известие о скором возвращении на берег. И всё-таки, сравнивая изоляцию в море с изоляцией в четырёх стенах квартиры, говорит:
«Мне проще на лодке. Там ты работаешь на достижение конкретной цели, есть узкая направленность задач экипажа. А дома приходится решать кучу задач: маленькие дети постоянно требуют внимания, нужно придумать занятие для них, уделить время жене и работе — и всё это одновременно».
В качестве рекомендаций для соотечественников, которым трудно пережить режим самоизоляции, Роман предложил составлять письменный план действий:
«Нужно прописать программу для себя, например, на месяц. Чтобы не было ощущения „дня сурка“. Желаю каждому за этот период найти для себя то, во что стоит углубиться. Это время — прекрасная возможность для перезапуска самого себя».
Ранее "Восток-Медиа" рассказывало, что Приморье оказалось на вершине антирейтинга по индексу самоизоляции среди всех регионов России. Это означает, что на улицах по-прежнему много людей, несмотря на все предупреждения МЧС, эпидемиологов и полиции. При этом минимизация контактов с внешним миром служит залогом скорейшего прохождения пика эпидемии коронавируса и снятия ограничений.