Posted 2 ноября 2020, 04:02
Published 2 ноября 2020, 04:02
Modified 17 августа 2022, 09:08
Updated 17 августа 2022, 09:08
Опыт перехода на муниципальный округ пережили уже 8 районов края. Для чего нужна реформа и так ли все благополучно с самой идеей, разбиралось «Восток-Медиа».
Вопрос терминологии
В начале нулевых приморцам пришлось адаптироваться к тому, что в крае появились городские и сельские поселения. А с 2019 года приходится переучиваться на то, что они теперь живут в муниципальных округах.
Именно в этот период в Приморье началась муниципальная реформа по укрупнению административных единиц, существующих в регионе. По мнению экспертов, основная суть проводимой реформы состоит в прекращении «дробления» властных полномочий на местном уровне и их максимальной централизации на уровне округа.
Что такое округ? Это несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы МСУ, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам МСУ федеральными и региональными законами.
Из-за чего возникла необходимость укрупнения?
Еще в Советском союзе существовала трехуровневая система управления. Тогда административное деление включало в себя федеральный уровень, региональный и муниципальный. Москва была центром республики, которая ставила задачи регионам (Хабаровску, Приморью и так далее), а уже спускали директивы на уровень ниже.
В 2003 году действовавший ранее принцип изменили, введя в регионах двухуровневую систему местного самоуправления. На второй уровень отправили городские округа (таковых в Приморье сейчас 12) и муниципальные районы (их 22). На первом уровне оставили городские и сельские поселения. Всего таковых в крае 125.
Например, в Красноармейском муниципальном районе 10 муниципальных образований 1го уровня (то есть поселков и сел), в Тернейском — 11, и так далее по всему краю.
На каждом из уровней существует административный аппарат: главы, заместители, депутаты. Однако зачастую решить важные для жителей того или иного поселка на своем уровне администрация поселений не может. Зачастую причина банальная, — нет денег. Дело в том, что ситуация вызревала не один год.
Ищите деньги
Более 15 лет назад, когда шла реформа местного самоуправления, и законопроекты принимались Госдумой в первом чтении, мэры городов говорили о том, что для выполнения всех наложенных на них обязательств перед людьми, необходимы деньги. Руководители муниципалитетов рассчитывали на поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам. Но в Госдуму отправили лишь концепцию этих поправок, которая
концепцией так и осталась. А муниципалитеты чуть не оказались в условиях, когда бюджет в три раза меньше, чем государственные обязательства. Требовалось одно из двух: либо увеличивать бюджет, либо урезать государственные обязательства перед населением. Так гособязательства стали «минимальными социальными стандартами». Но и они оказались тяжелы для бюджета районов. Ситуация сложная: сокращать социальные обязательства закон не велит, а сохранять их в неприкосновенности казна не позволяет.
— Если мы сейчас рассмотрим систему управления, то окажется, что у поселений полномочий, вроде бы, немало, а вот финансовых ресурсов не хватает. Кстати, я сама большую часть жизни работала в небольших поселениях и была против предыдущей реформы МСУ именно по той причине, которую назвала выше: нет средств. Если же говорить о нынешней реформе, то все будет сделано крайне мягко и гибко. Мы планируем, что будет некий переходный период. Возможно, процесс объединение займет года три. В этот период все сотрудники административного аппарата смогут найти работу, пройти переобучение и так далее, чтобы не было дублирования административного ресурса, — высказала свое мнение о необходимости реформа председатель правительства края Вера Щербина.
Не пожалели
Первыми в крае появились «пробные» округа — Анучинский, Чугуевский и Пограничный. Следом по тому же пути пошли Лазовский, Октябрьский, Хорольский, Ханкайский и Тернейский округа. И уже весной отважные «первопроходцы» получили дополнительные дотации из бюджета — 245 миллионов рублей.
На эти деньги в новосозданных округах появились новые спортплощадок, закуплено оборудование в уже существующие спорткомплексы, отремонтированы учреждения культуры и так далее. Кроме того, деньги можно тратить на развитие и поддержание системы ЖКХ, благоустройство парков, скверов, детских площадок и придомовых территорий, уличное освещение, ремонт дорог и мостов, приобретение спецтехники.
Естественно, что все расходы — с одобрения правительства. Необходимо было до 10 июня представить перспективные планы развития своих округов. Причем составить их так, чтобы было понятно: все будет реализовано.
«Все проблемы, на решение которых будут направлены средства, были озвучены ранее самими жителями во время публичных обсуждений вопросов об объединении поселений в муниципальный округ. Мероприятия запланированы и, безусловно, будут выполнены в течение этого года», — подчеркнул глава Октябрьского округа Александр Камленок.
Кроме дополнительных бюджетных ассигнований, уход от многоуровневой системы позволит выровнять политический ландшафт региона. В частности, «закрыть» дополнительные конфликтные зоны, необходимость контроля за которыми существенно усложняет работу кураторов из правительства.
«Аргументы в пользу принятия правительством края муниципальной реформы сводились к двум простым вещам. Первая — это финансовая составляющая, которая связана с уменьшением бюрократического аппарата, повышением эффективности использования бюджетных средств и их перераспределением на иные нужды территорий. Второе — это появление более упрощённой и понятной вертикали власти на местах», — поделился своим мнением на текущий процесс политолог Павел Наливайко.
Помогут с перспективами
Сейчас реформа местного самоуправления идет по всей стране. Как отмечают эксперты, у нового вида муниципального образования появится возможность консолидировать представительские и административные ресурсов на одном месте. Это позволить оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления. То есть, вместо того, чтобы выделять бюджеты на 3 маленьких поселка, которые из полученных денег смогут только заплатить зарплату местным чиновникам, бюджет будет укрупнен, а вот расходы на административный аппарат снизятся: просто не будет дублирующих должностей в разных населенных пунктах. Кроме того, создание одного муниципального округа позволит создать единый план развития территории. И уже согласно этому документу единая администрация начнет работу по выстраиванию логистики, системы налогов и сборов, формированию единой транспортной системы и так далее
Как отмечает политолог Павел Наливайко, когда проводилась реформа МСУ в 2003 году, законодатель исходил из необходимости приблизить власть к народу. Помимо районов и городских округов тогда появились городские и сельские поселения. С одной стороны, население стало непосредственно участвовать в формировании органов власти «на местах», с другой, это привело к раздуванию бюрократического аппарата, путанице в полномочиях, отмечает эксперт.
«В итоге последние лет 10 именно поселения жалуются на отсутствие средств для полноценного развития и осуществления своих полномочий. Новый виток реформы МСУ назревал давно. В том же Приморье более 130 различных поселений, большая часть которых, согласно нынешним нормам закона, может быть преобразована в муниципальные округа. В первую очередь это касается тех поселений, которые расположены компактно друг к другу. Также часто встречаются случаи, когда в административном центре района есть ещё и администрация поселения. Соответственно всё это приводит к неэффективным тратам бюджетных средств как на зарплаты муниципальным чиновникам, так и на выборы глав и муниципальных комитетов, — отмечает политолог.
По словам эксперта, новая реформа — это тот случай, когда уменьшение количества поселений приведёт к улучшению качества управления «на местах». У муниципальных районов появится шанс развиваться, а не выживать, как это происходит сейчас.
Другой взгляд
Однако все далеко не так однозначно, подчеркивает политолог Вячеслав Беляков. Фактически, придавая муниципалитетам статус «округов» тем самым власть повышает их управляемость.
«Это может служить и основным доводом „за“ — управляемость и подконтрольность в реалиях существующих бюджетных отношений часто определяет эффективность местных администраций. Однако богатые поселения пострадают в результате „консолидации“ муниципальных бюджетов, например Лучегорск Пожарского района, лишившись собственного бюджета, без сомнения потеряет больше чем приобретёт», — комментирует изменения Вячеслав Беляков.
Проводимая в крае реформа, говорит эксперт, снижает значение органов местного самоуправления как самостоятельных субъектов. Может, на данном этапе это и необходимая мера, но в долгосрочной перспективе может и помешать развитию политической системы края.
«Следует отметить, что, несмотря на все разговоры о том, что реформирование территорий несёт в себе благо для самих местных жителей, что в большой степени является правдой, по этой же траектории движется и политический интерес устроителей всех этих изменений. В прочем, особо он и не прячется — укрупнение муниципалитетов повышает контроль за тем, что на них происходит со стороны высшей региональной власти, а значит, возрастает и степень подчинения, и отчётности», — говорит политолог.
Еще одна проблема, которую обозначает эксперт, это то, что оппозиции в официальной власти места остаётся всё меньше и меньше.