Впрочем, как говорит председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания края Галуст Ахоян, скорее всего, после принятия федерального бюджета, параметры приморского претерпят изменения. В сторону увеличения. О том, какие правки были внесены ко второму чтению в проект бюджета Приморского края на 2021 год, и как перераспределены средства внутри самого бюджета, «Восток-Медиа» рассказал народный избранник.
— Галуст Цолакович, совершенно очевидный вопрос, но тем не менее: бюджет региона принят. Каковы его основные параметры?
— Тут ничего не изменилось с процедуры первого чтения. Общий объем расходов краевого бюджета в 2021 году составит 144 миллиардов 037 миллионов рублей. Размер дефицита краевого бюджета на будущий год планируется на уровне 4 миллиардов 270 миллионов рублей. Бюджет принят по консервативному варианту развития экономики развития Приморья. Процент инфляции на 2021 год планируется на уровне 3,7% и на 2 последующие года — по 4%, внутренний региональный продукт — 947 миллиардов рублей, на 2022 — 1 016 миллиардов рублей, на 2023 год — 1 095 миллиардов рублей. На 2021 год общий объем доходов краевого бюджета запланирован в сумме 139 миллиардов 766 миллионов рулей., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, — в сумме 44,4 миллиардов рублей. Если же говорить о ключевых направлениях, то тут ничего неизменно: как у нас было 14 направлений, так и остается. Тут ничего не меняется.
Краевой бюджет на 2021 год сохраняет все социальные обязательства, взятые Правительством Приморского края в предыдущие годы. Меры социальной поддержки, которые приняты по инициативе Губернатора края, а это более 20 миллиардов рублей, предусмотрены в полном объеме. Кроме того, расходные обязательства края увеличились за счет таких социальных статей, как индексация выплат в сфере социального обеспечения населения, меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников, оказание содействия самозанятости безработным гражданам, решение проблем обманутых дольщиков, строительство жилья, модернизация объектов спортивной инфраструктуры и многие другие направления.
— Однако за неделю внутри самого документа произошло, скажем так, движение средств по счетам?
— Действительно, мы перераспределяем деньги внутри бюджета. Так 2,2 млрд рублей по объектам строительства и 55 млн рублей на создание справочной службы «122» по оказанию медицинской помощи. Значительная часть средств бюджета будет направлена на инвестиционные расходы. Таким образом, важные для края сферы начнут получать финансирование. Особенно хочу отметить, что часть предложений, которые прозвучали от жителей края во время обсуждения народного бюджета, нашли свое отражение в инвестиционной программе. Для муниципалитетов запланировано строительство новых объектов социальной инфраструктуры — детских садов, школ, детских поликлиник и новых спортивных объектов, которые необходимы жителям края. Также в бюджет включены расходы на строительство, реконструкцию, проектирование 53 мостовых сооружений на сумму свыше 2,6 млрд рублей
— Кстати о предложениях от людей. Галуст Цолакович, мы еще вернемся к теме обсуждения бюджета, но сейчас хотела бы уточнить ваше мнение вот по такому вопросу. Насколько нужно вообще привлечение людей к обсуждению бюджета?
— Мне кажется, подтверждением необходимости активного вовлечения жителей края в планирование бюджета, служит тот резонанс, который получили все этапы общественного обсуждения. Судя по активности — для приморцев это стало своего рода отдушиной. Мне вообще кажется, что надо заинтересовывать как можно больше жителей вопросами бюджетирования, чтобы все понимали, откуда берутся деньги, как они тратятся, что все прозрачно.
— А много ли предложений в итоге вошло?
-На самом деле, довольно значительное количество. Я бы оценил их примерно на 6 миллиардов. Конечно, изначально было подано большее количество — там шла речь о порядка 350 миллиардах рублей. Но, понятно, что возможности удовлетворить все пожелания мы не можем. Так что выбрали самое основное.
— Возвращаясь к вопросу о бюджете на 2021 год. Как я вижу, произошло некоторое сокращение основных показателей. Это уже с учетом трасферов и субвенций от федерального бюджета или же стоит ждать увеличения?
— Конечно, стоит. Мы всегда принимаем бюджет, опираясь на собственные возможности, но при этом закладываем и вариант его расширения за счет средств из федерального бюджета. Вот смотрите, если закольцевать наш диалог, наш основной финансовый закон в течение 2020 года корректировался 10 раз. И ни разу в сторону уменьшения, только увеличивали. И как раз за счет средств, поступивших из федерального центра. Но пока рано говорить, какие именно суммы придут в край — это станет ясно только после принятия федерального бюджета, когда будут распределены межбюджетные трансферы.
— Галуст Цолакович, а какие разделы в бюджете лично вы считаете главными?
— Все. Для нас нет не важных и незначимых вопросов. Дело в том, что нельзя разделять, что вот это приоритетно, а вот это нет. Как выделить главное из социальной политики, образования или здравоохранения? Или выбрать экономическое развитие. Ведь одно следует из другого: пока в регионе не будет выстроена система качественного оказания медицинской помощи во всех городах и районах, пока не будет обеспечена возможность получить одинаково высокое качество образования как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах, невозможно построить здоровую экономику. Но, в тоже время, если мы будем акцентироваться только на социальном блоке, мы упустим стратегически-важные моменты для обеспеченного и здорового будущего края. Поэтому во всем должна быть гармония. Важно развивать все направления и только тогда мы сможем обеспечить достойную и комфортную жизнь в регионе. У нас в бюджете 14 направлений, начиная от расходов на управление — а это неизбежные траты, так как должен же кто-то руководить и выстраивать стратегию, — и заканчивая таким статьями расходов по обеспечению дефицита краевого бюджета. А это крайне весомый экономический показатель, за которым если не следить и не выравнивать, могут появиться очень серьезные проблемы, которые поставят на паузу многие ключевые вопросы развития края.
— Вы уже третий созыв работаете в Законодательном собрании. Что стало лично для вас самой большой победой?
— Как я могу, скажем так, присвоить себе что-то персональное? Законодательное собрание — это орган, предполагающий коллективную работу, и один человек тут что-то решить не может. А вот все вместе, особенно, при выстроенном диалоге с исполнительной властью, то все получается. Вот в этом аспекте у нас были и плохие времена, и хорошие, но баланс удается всегда выстроить, найти точки соприкосновения. Если же вы все же настаиваете на своей формулировке касаемо моих личных побед, то, конечно, были у меня вопросы, которым я по праву горжусь. Но, в основном, я все инициативы законодательные вношу от имени комитета. Убежден, что если у нас и коллективная ответственность за принятые решения, то и победы все наши общие.
— Спасибо!