Posted 19 марта 2021, 05:57

Published 19 марта 2021, 05:57

Modified 1 сентября 2022, 03:58

Updated 1 сентября 2022, 03:58

В энергетике нужно рассчитывать на инвесторов, а не на меценатов

В энергетике нужно рассчитывать на инвесторов, а не на меценатов

19 марта 2021, 05:57
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Новый принцип ценообразования в теплоснабжении, предложенный Министерством энергетики РФ ещё в 2017 году, с трудом пробивает себе дорогу через некомпетентность чиновников на местах. Именно с таким непрофессиональным подходом столкнулась компания «ТГК-14», работающая в Бурятии и Забайкалье.

Теплоснабжение в России остро нуждается в инвестициях: сети и мощности, построенные 30, 50 и даже 80 лет назад, изнашиваются и требуют замены и модернизации, а частные инвесторы крайне неохотно вкладывают деньги в долгосрочные проекты в текущих условиях хозяйствования, не видя выгоды в этом: по оценке экспертов отрасли, нынешние правила формирования тарифов позволяют получить доходность только 2% вложений. Но инвестор — не меценат, который готов давать деньги безвозмездно и ничего не требовать взамен. Именно поэтому государство разработало новые правила, позволяющие закладывать в расчёты ту самую модернизацию и ремонты, повышение зарплаты персоналу теплостанций, учитывать инфляцию и возможности потребителей. При этом предполагается, что тарифы на тепло повышаются медленно, без резких скачков — и не могут вырасти больше цифры, определяемой по методу «альтернативной котельной» для каждого населённого пункта отдельно.

Ранее «Восток-Медиа» рассказывало, что означает этот метод. За основу берётся стоимость новой котельной в том или ином микрорайоне, с учётом выкупа земли, капитальных затрат на постройку, прокладку тепловых сетей, расходов на топливо, налогов, расходов на воду и электричество, оплату труда работников, ремонтов и резерва на задолженность потребителей. Исходя из этих подсчётов, выводится тариф для жителей микрорайона на тепло. Застройщик вправе принимать решение — строить ли котельную в реальности или подключиться к централизованному теплоснабжению, если альтернатива выходит дороже. Одновременно итоговая цифра тарифа альткотельной служит ограничителем — выше цены гигакалории, выведенной из расчётов виртуального объекта теплоснабжения, поставщики тепла поднять тариф не смогут.

В некоторых регионах, где котельные регулируются отдельно от ТЭЦ, строительство альтернативных котельных выгоднее для потребителей, чем подключение к централизованному теплоснабжению. Но в Бурятии, где с 2005 года установлен единый тариф для всех источников теплоснабжения, ситуация иная: сейчас цены на тепло регулируются по принципу социальной справедливости, а в случае отмены «усреднённого» тарифа разброс цен на тепло от разных источников (ТЭЦ, котельные) может стать очень большим. Поэтому понятие «альткотельной» для энергетики Бурятии остаётся виртуальным, но перспективным с точки зрения инвесторов.

Однако чиновники не хотят думать об инвесторах. В ходе недавнего круглого стола в Улан-Удэ глава службы по тарифам Бурятии Борис Хмелёв заявил, будто при переходе на метод «альтернативной котельной» тарифы на тепло вырастут одномоментно на 11%. Об этом пишет «Байкал-медиа».

Исходя из параметров, которые представители ПАО «ТГК-14» озвучивали на совещании в Народном Хурале Республики Бурятии, можно сделать вывод, что главный тарифный начальник либо не разбирается в вопросе, либо намеренно дезинформирует общественность.

«Никакого одномоментного роста не может быть. Переход на метод альткотельной должен быть „мягким“, если он займёт 10 лет, то повышение тарифа предполагается не более чем на 1% в год сверх инфляции, а если сократить срок до 7 лет — то всего на 1,45% ежегодно. Зато новые правила сразу дают инвестору гарантии возврата средств и защиту от рисков. Ведь в энергетике риски очень высоки, именно поэтому так неохотно в эту отрасль идут инвесторы», — заявляют эксперты.

Также Борис Хмелёв привёл примеры, когда РСТ пыталось сократить заявленные «ТГК-14» требования, оперируя, в частности, понятием «полезного отпуска тепла». Однако, как комментируют эксперты, при подсчёте возможной выручки предприятия тарифная служба здесь могла ошибиться на миллионы от реальных цифр. Расчет, когда не нужно учитывать всех особенностей работы системы теплоснабжения — это когда полезный отпуск просто умножаем на тариф. И получаем красивую, а самое главное большую цифру выручки на бумаге. Именно так хочет и так делает РСТ. В реальности же есть разные дома и усредненные нормативы для всех. Вот и получается, что низкоэффективные дома-бараки, которых в Улан-Удэ немало, при высоких теплопотерях по зданию в реалии потребляют больше тепла, а платят по среднему. Более того порядка 70% жилых домов с учетом всех технических особенностей (речь идет об открытой системе водоразбора) получают горячую воду почти в полтора раза выше положенных 60 °C, выше и затраты, но начисления только на те самые прописанные в нормативах 60 °C. Поэтому «ТГК» предлагает считать отпуск тепла на основании бухгалтерской отчётности, а не условных расчетов. На такой позиции стоит и федеральная служба по тарифам.

Со стороны может показаться нелогичным, что полезный отпуск тепла не растёт, а снижается, но специалист, который в этом действительно разбирается, понимает, что этому есть объяснение: во-первых, за последние 10 лет более 40% многоквартирных домов в Улан-Удэ, в том числе и энергоэффективные новостройки, оснащены приборами учёта, а во-вторых, общими усилиями энергетики, строители и потребители постоянно добиваются снижения энергопотерь. Так, казалось бы, позитивный процесс — повышение энергетической эффективности, и в конечном итоге даже улучшения экологической ситуации — снижает общую цифру полезного отпуска тепла. Ресурсники реализуют и другие мероприятия по снижению потерь тепла. «Восток-Медиа» рассказывало, что в 2021 году только в Улан-Удэ ПАО «ТГК» планирует восстановление изоляции на трубопроводах общей протяженностью 11,3 км.

Реновации требует и оборудование крупных ТЭЦ — и тут источников финансирования в сегодняшних условиях у Бурятии нет. Об этом не было сказано ни слова на заседании круглого стола, где, к слову, не присутствовал ни один эксперт из энергетиков. Само заседание длилось час — и за это время участники дискуссии пришли лишь к выводу, что обсуждение «тарифного вопроса» нужно продолжать на другом уровне и судя по всему, в том же составе — со схемами, документами и прочими «талмудами», по выражению участника дискуссии Владимира Афанасьева.

— Хорошо бы всё-таки при этом прислушаться к мнению реальных специалистов в энергетике, — добавляют эксперты. — Может быть, тогда понятие ценовой зоны, позволяющей ограничивать рост тарифов и альтернативной котельной, позволяющей учитывать риски инвесторов, перестанут пугать бурятских чиновников и общественников, которые выглядят по меньшей мере некомпетентно, желая контролировать то, в чём не разбираются. Механизм альткотельной сам по себе предполагает жёсткий межведомственный контроль за формированием предельных цен на тепло и результатами работы ресурсоснабжающей организации, наказывая ее рублей за ненадлежащее качество услуг. Переход к этому методу в Бурятии давно назрел, и искусственно тормозить его — значит, препятствовать развитию региона и повышению качества жизни его населения.

Рабочая группа по переходу столицы Бурятии к ценовой зоне теплоснабжения была создана около 3 лет назад — но, по всей видимости, власти города не заинтересованы в этом. Не приняты и решения на уровне региона. Ещё в октябре 2020 года на площадке Народного Хурала Бурятии энергетики попытались в очередной раз разъяснить обоснование целесообразности внедрения в Улан-Удэ новой модели формирования тарифной политики. Но аргументы о том, что реализация данной модели позволит соблюсти баланс интересов ресурсоснабжающей организации и потребителей, обеспечивая надёжность и качество теплоснабжения, снизить загрязнение атмосферы, наполнить местный бюджет налогами, гарантировать достойный уровень зарплат работникам ТЭЦ и предусмотреть реновацию и ремонты на годы вперёд не были услышаны вновь. Что-то или кто-то мешают народным избранникам принять во внимание доводы профессионалов.

Своё слово в этом затянувшемся непонимании энергетиков и чиновников сказали и в правительстве России: по итогам февральского совещания в Минстрое было решено рекомендовать правительству Республики Бурятия, администрации Улан-­Удэ и руководству ПАО «ТГК-­14» сформировать «дорожную карту» по переходу столицы Бурятии на ценовую зону теплоснабжения, а для этого до ноября подготовить совместное обращение в правительство Российской Федерации. Энергетики со своей стороны уже сделали все необходимые расчёты, дело — за политической волей руководства города и региона.

Подпишитесь