Праймериз: мелкие рыбёшки и опытные акулы
Герой всем известной сказки приговаривал: «Ловись рыбка большая и маленькая». На праймериз «Единой России» действует схожий принцип: среди «кандидатов в кандидаты» можно встретить как и совсем мелких рыбёшек, так и настоящих акул.
За последнюю неделю для участия в предварительном голосовании зарегистрировались действующий депутат Госдумы Владимир Новиков (63-й округ), бывший вице-губернатор Приморья Татьяна Заболотная (по списку в Заксобрание и Госдуму), действующий депутат ЗС ПК Татьяна Косьяненко (19 округ). Из более менее заметных персонажей мы бы выделили ещё лишь Марию Цирлину, заместителя главного редактора газеты «Золотой рог». Девушка выдвинулась по 62-му округу в Госдуму и по 1-му округу в ЗС ПК.
Остальные кандидаты в большинстве своём — лишь статисты, имена которых вряд ли вообще хоть кто-нибудь запомнит. Однако партии подобные «спойлеры» необходимы, дабы продемонстрировать «конкурентность и открытость» (цитируем) процедуры. Да и ситуация, когда участие в предварительном голосовании принимают лишь согласованные личности, лишает её и вовсе всякого смысла.
Впрочем, со смыслами в приморском отделении «Единой России», похоже, не так всё гладко. На днях на встрече с главами муниципалитетов губернатор Олег Кожемяко прямо назвал имена кандидатов, которых поддержит правительство края и администрация президента. У многих возник логичный вопрос: «А если всё решено, зачем голосовать?».
Итак, чьи же имена озвучил Олег Николаевич? С его слов, правительство края поддержало кандидатуры Владимира Новикова (63-й округ), Виктории Николаевой (64-й округ), Виктора Пинского (список) и…Александра Щербакова (62-й округ). Услышав последнюю фамилию, где-то во Владивостоке наверняка поперхнулось семейство Чемерис.
Роза Басировна открыто заявила, что намерена побороться за 62-й округ. Можно предположить, что для неё это — не просто политические амбиции. В 2016 году в регионе разразился настоящий скандал. Виктория Николаева решила пойти на выборы в Госдуму от 64-го округа, ранее эту территорию в парламенте представляла мать Розы Чемерис Эльмира Глубоковская, и отдавать свою вотчину без борьбы она не стала. Николаеву тогда поддержало администрация Приморья (впрочем, в кулуарах ходят слухи и о других причинах избрания этого депутата). Соответственно, весь административный ресурс бросили на поддержку Виктории Викторовны. В день праймериз Глубоковскую активно обвиняли в подвозе и подкупе избирателей, причём именно с подачи внутриполитического блока администрации края. После скандального предварительного голосования Роза Чемерис собрала пресс-конференцию, где представила свою версию случившегося, однако далеко не все издания, присутствовавшие на встрече, в итоге опубликовали услышанные на конференции факты из-за последовавшего со стороны властей медиа-блока. К слову, Игорь Чемерис, который не первый год работает в краевом Заксобрании, в 2016-м году тоже остался без официальной поддержки и для своего выдвижения был вынужден собирать подписи.
Так что для Розы Басировны возможная победа в кампаниях этого года — ещё и реванш за все обиды, нанесённые ей лично и её семье.
Тут стоит, конечно же, уделить внимание персоне Александра Щербакова (пусть ему и так было уделено слишком много внимания за последние недели). Факт публичной поддержки губернатором — это не с Гуменюком по детским садам ездить. Параллельно в медиа идёт уже настоящая просветительская кампания: чем плох Щербаков и почему ставка на его кандидатуру — далеко не лучший вариант. Усугубило ситуацию и то, что Щербаков перешёл дорогу местным финансово-промышленным группам, выдвинувшись по 7-му округу в Законодательное Собрание. Так что если раньше у него и были шансы договориться с отдельными администраторами политического процесса, с каждым днём они становятся всё призрачнее. Да и в целом Щербаков не производит впечатление умелого политика, умеющего просчитывать всё наперёд. Так что кто знает, какие ещё успешные шаги он предпримет.
«Либеральное крыло» Самсонова
Праймериз «Единой России» по традиции заполнили всё информационное пространство. На этом фоне откровенно вялые попытки других партий самоактуализироваться выглядят достаточно протокольными: активность вызвана не реальным желанием победить, а лишь необходимостью соблюсти приличия.
Так, на этой неделе свои баннеры на улицах города вывесила «Справедливая Россия» («Справедливая Россия — За правду», если быть точными), достаточно активно мелькают агитационно-пропагандистские материалы «Новых людей» — партии для большинства приморцев новой и незнакомой. Однако, по всей видимости, эти объединения не готовы претендовать на какую-либо реальную победу. Для справороссов достижением будет сохранение одного места в Заксобрании (попробуем угадать, кто же его получит), ну а «Новых людей» мы вряд ли увидим в новом созыве краевого парламента.
Интереснее всего в данном контексте выглядит КРПФ. Не секрет, что в Приморье партия достаточно чётко разделена на два блока: консервативный и либеральный. Лидеров первого является глава регионального отделения партии молодой коммунист Анатолий Долгачёв, второго — депутат ЗС ПК Артём Самсонов.
Так вот Самсонов и члены его «либерального крыла» уже давно и умело пользуются в своей работе социальными сетями и новыми медиа, тем самым формируя собственную политическую позицию и привлекая сторонников. Если личные странички большинства приморских единороссов — лишь дань пропагандируемой тенденции на открытость, для коммунистов это — реально работающий инструмент политической борьбы.
Самые заметные блоги, пожалуй, у самого Самсонова и Надежды Телелюевой. Самсонов освещает свою деятельность в Telegram. Там на него подписано 402 человека. При этом Самсонов, в отличие от некоторых коллег-политиков и того же Александра Щербакова, не сосредоточил свою деятельность в одном лишь Владивостоке, что, само собой, гораздо удобнее депутату с городской пропиской. Он бывает в Хасанском, Октябрьском районах, которые также входят в 62-й округ, по которому он намерен баллотироваться.
Одна из тем, за которые взялся Артём Самсонов в своей неофициальной предвыборной кампании — точечная застройка. Эта проблема может стать настоящим трамплином для приморских оппозиционеров. Тем более парадоксально, что одним из инициаторов строительства очередной высотки среди жилых кварталов стал видный приморский единоросс Дмитрий Сулеев.
Точечная застройка — достаточно благодатная тема для политика. Явление это мало у кого вызывает позитивные эмоции, исключая, разве что, самих застройщиков. Реально повлиять на ситуацию шансов у депутата не так много, а вот заработать политические очки — проще простого.
В своё время Самсонов попал в Законодательное Собрание после «хороводов» на центральной площади. Активная общественная деятельность позволила ему влиться в ряды КПРФ и после избраться в краевой парламент.
Единороссы в соцсетях
Затронув тему продвижения в медиа отдельных коммунистов, нельзя не обратить внимание на странички единороссов. За последнюю неделю сразу несколько видных политиков завели аккаунты в Instagram, попробуем коротко разобрать каждый из них.
Наиболее удачным пока что оказался дебют депутата ЗС ПК Джамбулата Текиева. Первые посты на его страничке написаны простым языком, хотя часто парламентарии любят прибегать к канцеляризмам и официальным оборотам.
Второй пост Джамбулат Абдулхалимович посвятил тому, как впервые оказался в Приморье. Заметно, что текст написан от души и даже кажется, что написал его сам Текиев, а не кто-то из помощников. Как принято говорить в интернете: сплошное мимими. Одним словом, продолжайте так и дальше!
Также работу в Instagram начала сенатор от Приморья Людмила Талабаева. Пока что там один приветственный пост без лишних подробностей. Надеемся, что Людмила Заумовна не забросит страничку и будет активнее рассказывать там о своей жизни и работе.
Игорь Шауфлер, депутат ЗС ПК, видимо, тоже решил не оставаться в стороне. Пока что на его страничке в Instagram всего лишь одна публикация. А подписчиков, на минуту, уже 1140.
«Мир стремительно меняется и без социальных сетей уже никуда. В ходе своей работы люди постоянно спрашивают, как и куда можно обратиться с просьбой решить ту или иную проблему. Не всем удобно направлять обращения в приёмную или звонить по телефону. Поэтому принял для себя принципиальное решение создать эту страницу, в первую очередь для удобства жителей нашего города», — следует из его первого поста.
Полагаем, что в ближайшее время партийцы начнут работать в соцсетях ещё активнее, так что ждём интересных и жизненных постов от народных избранников!
Откуда в Приморье протесты?
Протестовать или нет? На этот вопрос ответили участники круглого стола ИА «ВостокМедиа» «Против кого дружим: истоки протеста на Дальнем Востоке».
«Выбор темы связан с давно закрепившимся за Дальним Востоком и Приморьем неофициальным званием самых протестных территорий страны. И пусть сейчас уже никто не ведёт речи о «Дальневосточной республике», регион всё равно нередко напоминает о себе в контексте роста общественного недовольства. Традиционно, одной из причин тому является политика федерального центра, с которой не всегда согласны своенравные дальневосточники. На заседании круглого стола мы вместе с экспертами как раз и решили разобраться, чем же конкретно недовольны граждане и действительно ли имеющиеся протестный настрой может повлиять нарезультаты сентябрьских выборов», — сказала главный редактор ИА «ВостокМедиа» Ольга Ильченко.
Политолог Даниил Ермилов начал разговор с небольшого исторического экскурса. Он решил напомнить, чем жил Дальний Восток в 90-х годах, отметив, что протестные настроения среди населения были уже тогда.
«В те годы в регионе были жесточайшие политические и экономические битвы. Местами даже кровавые. Не раз поднимался вопрос о создании некоего образования, хорошо ума и дальновидности хватило у лидеров и разговоры вежливо пресекли. Однако к концу 90-х-началу 2000-х все более менее устаканилось — люди смогли договориться и разделить сферы влияния. Соответственно и экономика разделилась: всем хватало места, и средств для существования. А потом настало время корпораций, и в регионы начали приходить федеральные игроки, и по сути стали выдавливать местных из самых прибыльных сфер (рыба, лес, строительство и т.д.) Экономика стала перестраиваться, законодательство ужесточилось, доступ к ресурсам, к той же рыбе, у простого населения прекратился», — полагает Даниил Ермилов.
Политолог Андрей Кудисов согласен с наличием в регионе точек протестной активности, однако, по его мнению, во многом они имеют искусственный характер и инспирированы определёнными политическими силами. Его коллега Виктор Бурлаков добавил, что для каждого муниципалитета Приморья характерна своя протестная повестка. Во Владивостоке недовольство среди населения активно подстёгивает городская администрация: именно с политикой Олега Гуменюка многие связывают пессимизм горожан (к слову, тут с жителями города согласны и на Светланской, 22, а бывает это очень нечасто). В Находке продолжает набирать силу экологический протест.
Политолог Павел Наливайко подчеркнул, что приморцы всё же неготовы выходить на улицы, и протест в регионе носит «молчаливый» характер: люди готовы ругать власть только на собственных кухнях.
«Здесь всё будет зависеть от того, сможет ли региональная оппозиция эти настроения спроецировать на электоральное поле. На мой взгляд, этого не произойдёт, поскольку у руля в регионе сильная команда во главе с губернатором Олегом Кожемяко. Кроме того, у самой оппозиции нет козырей, которые были у них в предыдущие циклы. Также несистемной оппозиции не удалось перенести из Хабаровского края в Приморье кейс Фургала и спроецировать протестные настроения на наш край. Здесь всё будет решаться на округах и в рамках процентов которые имеют партии. Возможность серьёзных перекосов исключаю, если не произойдет пенсионная реформа 2:0», — сказал Павел Наливайко.
Политолог Сергей Гребенюк в заключении обратил внимание коллег на то, что причиной протестных настроений на Дальнем Востоке является застарелая обида на федеральный центр. В понимании обычного человека, Москва — как тот спрут, который пытается высосать все соки из провинции. В результате в Москве мы видим хорошие дороги, обустроенные городские пространства, продуманную социальную политику, а в регионах и в Приморье в частности ситуация, мягко говоря, иная.
«Если разбирать причину протестов на Дальнем Востоке, то она зиждется на двух факторах. Первый — наличие в каждом регионе обид и претензий к федеральному центру. Будь то перераспределение средств от добычи нефти и газа на Сахалине, арест «народного» губернатора Фургала в Хабаровске или давление на правый руль в Приморье путём введения запретительных пошлин. Ещё одной причиной становится нарастающее недоверие к власти, вызванное рассинхронизацией коммуникаций между обществом и государством», — считает Сергей Гребенюк.
Женские бои без с правилами и без
Последний, но от этого не менее важный пункт нашего обзора — очередные кадровые изменения в городской администрации. На этой неделе мэрию покинула пресс-секретарь Олега Гуменюка Полина Мансурова.
Мансурова — персонаж неоднозначный. Именно с её фигурой связывают ключевые медиа-провалы градоначальника, к тому же в своё время она вела секс-тренинги и занималась арт-терапией (чтобы это ни значило).
Вместе с тем, никаких обид на самого Гуменюка Мансурова, с её же слов, не таит. А ушла, по всей видимости, из-за нового пиарщика в команде Олега Владимировича — Яны Красицкой. Вероятно, девушки не смогли поделить сферы влияния и Мансурова ушла с поля боя проигравшей (но в случае с Гуменюком ещё стоит подумать, кто тут проиграл).
В своё время Красицкая работала начальником агитационно-пропагандистского отдела в приморском отделении «Единой России», была помощницей депутата городской Думы. Так что профильный опыт у неё имеется.
Другое дело, что на данный момент кадровые перестановки в медиа-блоке мэрии выглядят достаточно странно. Смена главы случится не сегодня, так завтра, новые руководители, по традиции, близкое окружение (куда обычно входит и пресс-секретарь) склонны формировать под себя. Из всего произошедшего можно сделать два вывода: либо Красицкая начнёт формировать поле для нового главы, либо же случившаяся кадровая перестановка — результат чьих-то непродуманных (или же наоборот, продуманных) шагов. Как говорится, поживём — увидим.