Всероссийское совещание «О ходе подготовки к прохождению отопительного сезона 2021–2022 годов» состоялось 17 ноября. В нём приняли участие крупнейшие представители отрасли энергоснабжения, профильных министерств и контролирующих органов. Буквально каждый докладчик обозначал одну или несколько важных проблем, требующих государственных решений. Из ряда выступлений сложилась картина кризиса, в котором оказалась энергетическая отрасль.
Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин обозначил одной из главных проблем ветхость инфраструктуры теплосетей. В своём докладе он привёл цифры: в течение предыдущего отопительного периода, с 1 сентября 2020 года по 1 мая 2021 года в России было зафиксировано порядка 50 тысяч инцидентов и аварий на теплосетях. Минстрой следит за такими авариями при помощи информационной системы, действие которой с каждым годом расширяется.
Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Трембицкий подтвердил, что изношенность теплосетей в российских регионах значительно превышает допустимые пределы, из-за этого и происходят аварии:
— Протяжённость магистральных тепловых сетей, эксплуатируемых с превышением нормативного срока службы, то есть, 25 лет и более — 5,6 тысяч километров, что составляет 60% от общей протяжённости теплосетей в России. Более 30% — изношенные, ветхие трубопроводы, нуждающиеся в замене. И меняем мы каждый год только 2% магистральных теплосетей. У нас сети стареют быстрее, чем мы их меняем. Отопительный сезон только начался, а мы уже имеем 52 случая нарушения теплоснабжения — в том числе, связанных с износом сетей, — подчеркнул он.
Некоторые крупные теплоснабжающие компании берут повышенные обязательства по замене ветхой инфраструктуры трубопроводов: например, ПАО «Т Плюс» на 2021 год планировало заменить 5% трубопроводов в регионе своего присутствия. Но программу пришлось сократить из-за подорожания металлоизделий. Об этом на совещании рассказал генеральный директор ПАО «Т Плюс» Андрей Вагнер. По его словам, в связи с подорожанием труб 30 километров просто вылетели из плана, что существенно для компании.
— Цены растут и опрокидывают те намерения, которые заложили на изменения в теплосетевом комплексе. При этом две недели назад во все регионы были разосланы предельные индексы по росту тарифов на тепло на уровне 3-4%. Инфляцию же на 2021/22 год уже официально подтвердили на уровне 8,8%. Поэтому пока не очень понятно, как выравнивать ситуацию, это зона риска. Мы обратились в Минэнерго и к губернаторам регионов за поддержкой нашей позиции, чтобы индекс роста тарифов с середины 2022 года был адекватен инфляции. Иначе на таком же совещании в следующем году выявится куча проблем, — отметил Андрей Вагнер.
О росте стоимости металлоизделий в своём докладе говорила и председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина. В течение последнего года значительно подорожали арматура, трубы, элементы котлов, турбины, генераторы.
— Учитывая, что цена на оптовом рынке электрической энергии и мощности растёт не выше инфляции, компании будут испытывать сложности с реализацией инвестиционных проектов, — подчеркнула она.
Александра Панина обозначила и другую назревающую экономическую проблему, обусловленную так называемым энергопереходом. Общеизвестно, что разные страны мира всерьёз задумались о необходимости сгладить очевидные климатические изменения, отказываясь от углеродного топлива. В Европе уже пришли к квотированию выбросов СО2 — за тонну выбросов эмитенты платят по 50 евро. По словам Паниной, в России аналогичное квотирование выбросов СО2 для генераций может значительно увеличить цены на вырабатываемую энергию. Председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» высказала пожелание, чтобы в России план стратегии низкоуглеродного развития был разработан с учётом оценки экономики рынков электроэнергии и тепла.
Также серьёзной проблемой для российских теплоснабжающих организаций остаются должники. Дебиторская задолженность на сегодня в стране достигает 30% от стоимости всей потреблённой теплоэнергии и составляет 177 миллиардов рублей. Предложения Совета производителей по урегулированию задолженности были направлены в Минэнерго и Минстрой РФ.
Пока перед российскими генерациями не стоит вопрос отказа от угля как наиболее бюджетного и единственно доступного в некоторых регионах вида топлива, сам уголь неожиданно стал дефицитом. Это обусловлено исключительно рыночными соображениями: дефицит возник из-за высокой разницы цен на уголь между экспортом и внутренним рынком. Об этом на совещании говорил гендиректор ПАО «Русгидро» Виктор Хмарин. Он отметил не только нехватку угля на внутреннем рынке, но и сложности с поставкой уже законтрактованных объёмов топлива, одновременно обозначив предложение: предоставлять экспортные преференции на доставку по железной дороге тем угледобывающим компаниям, которые поставляют уголь для нужд тепловой генерации в ДФО по ценам в рамках тарифных решений.
Ранее «Восток-Медиа» рассказывало о том, как пандемия усугубила экономические сложности в работе ресурсоснабжающих компаний, и без того имеющих дело с колоссальным количеством неплатежей. Выход из кризиса аналитики отрасли видят в переходе муниципалитетов к новой модели рынка тепла, ключевыми понятиями которой являются метод альткотельной и ценовая зона теплоснабжения.