Posted 3 сентября 2021, 05:37
Published 3 сентября 2021, 05:37
Modified 1 сентября 2022, 03:05
Updated 1 сентября 2022, 03:05
«Ведута — уникальное явление венецианской живописи, — говорит куратор выставки, заместитель директора Приморской краевой картинной галереи по научно-просветительской работе Владимир Петухов. — Этот термин образовался от итальянского слова «veduta», что в переводе означает «вид», и относится к картинам, изображающим повседневный городской пейзаж. Для жанра характерна тщательная детализация, полная идентичность натуре и узнаваемость городского ландшафта.
К середине XVIII века признанным центром искусства ведуты стала Венеция. В это время Венецианская республика, достигнув, пика своего процветания и пройдя его, на фоне проходивших здесь постоянно празднеств и карнавалов неумолимо двигалась к краху, который и случился, когда республика была покорена Наполеоном и просто исчезла…».
Четыре ведуты из собрания группы «Интеза Санпаоло» — Франческо Гварди «Венеция. Площадь Сан-Марко», Каналлетто (Джованни Антонио Каналь) «Каприччио с готической церковью и лагуной», Микеле Мариеске «Вид большого канала с Рива дель Вин» и Хендрик Франс ван Линдт «Вид церкви Санта-Мария делла Салюте» — самые яркие, классические представители жанра.
«Венеция на ведутах предстает не застывшим памятником архитектуры, а живым местом, городом, в котором есть не только великие дворцы и площади, но и живут люди. По сути — это как открытки, как своего рода фотоснимки жизни города, — говорит Владимир Петухов. — Вот на ведуте Гварди мы видим и торговку масками на площади, и белье, сушащееся в окнах верхних этажей здания, и нищий на площади… Сегодня туристы из Венеции везут фото и открытки, а раньше покупали ведуты».
Увидеть столь редкие и уникальные работы жители столицы ДФО смогли благодаря сотрудничеству Приморской краевой картинной галереи и группы «Интеза Санпаоло».
«Наше сотрудничество началось в 2014 году, и данная выставка — уже второй проект, который мы реализуем вместе, — рассказала директор галереи Алена Даценко. — Венеция — самый романтичный город мира, наверное, и сколько бы раз ты там не побывал, все равно мало. Ведуты погружают нас в Венецию.
Они находятся в музее города Виченца, одном из четырех, открытых «Интеза Санпаоло» в разных городах Италии.
В музеях «Интеза Санпаоло» огромные коллекции, в том числе искусства Древнего Рима, и XVII–XVIII веков. И мы подумали, что если античное искусство во Владивостоке показали выставками из фондов Эрмитажа, то итальянское искусство, венецианское искусство покажем с помощью «Интеза Санпаоло».
Впервые в истории музея мы принимали работы, распаковывали их в режиме онлайн, находясь на связи со специалистами музея в Италии, которые через Интернет наблюдали, в каком виде работы к нам прибыли. Это очень интересный опыт».
Председатель совета директоров «Интеза Санпаоло» профессор Антонио Фаллико убежден: искусство должно путешествовать по миру и радовать людей в разных странах.
«Я уверен, что это социальный долг крупных корпораций — делиться произведениями искусства, показывать их людям, давать свободный доступ к великим произведениям, — сказал он. — Эта выставка — в такой сложный момент, какой сейчас переживает мир, — выход из разобщенности народов, из пандемии, путь к свету, я бы сказал».
Антонио Фаллико отметил, что предметы искусства, принадлежащие банковской группе, путешествуют по всему миру, но так далеко от Италии, как до Владивостока, они еще не забирались.
«У большинства итальянских банков за годы работы скопились огромные коллекции искусства. И я уверен, что мы не имеем права просто держать их в хранилищах, мы должны дать доступ людям к ним, — отметил Антонио Фаллико. — Поэтому у нашей банковской группы четыре музея — они расположены в дворцах в разных частях страны, и вход во все четыре музея бесплатный.
Мы очень рады сотрудничеству с Приморской картинной галереей, этот проект — самое малое, что мы смогли сделать, и я уверен, что мы сделаем еще больше вместе».
Выставка будет работать до 7 ноября.