Posted 14 ноября 2017, 02:14

Published 14 ноября 2017, 02:14

Modified 16 августа 2022, 19:42

Updated 16 августа 2022, 19:42

Пока Юг подсчитывает маржу, в Сибири зерно лежит мёртвым грузом

14 ноября 2017, 02:14
В России собрали колоссальный урожай. Но не всем регионам это принесло радость

В России бьются исторические рекорды по урожаю зерна, перевалке и перевозке урожая. При этом парадоксальная ситуация сложилась в одной из житниц – Сибири. Участники местного агропромышленного рынка не в состоянии отправить убранное зерно на элеваторы, оно остаётся в полях и на току, пишет газета «Комсомольская правда».

Крестьяне регионов Юга России не скрывают радости. Себестоимость рекордного зерна составляет 4 – 5 тысяч за тонну. На экспорт сельхозпродукция уходит с тарифами на порядок выше. Объёмы экспортной перевалки примыкающих к портам Чёрного моря Кубани и Ставрополья к 1 ноября составили 14 миллионов тонн.

Совершенно иная обстановка наблюдается в Сибирском округе. Из-за затоваренности зерном регионы столкнулись с серьёзными проблемами. Казалось бы, тревога возникла из-за хорошего урожая в условиях высоких переходящих рыночных запасов. Но данное объяснение имеет отношение лишь к субъектам европейской части страны. В Сибири не могут наладить сбыт в условиях, когда прирост урожая в разы скромнее (прогноз 2017 года к 2016-му для Юга – 3,1 %, Центра – 12,9 %, Приволжья – 24,9 %, Сибири – 0,7 %).

Как выяснилось, предложение зерна на рынке в начале сезона формирует не только поступающее зерно нового урожая, но и так называемые переходящие запасы. В них, собственно, и зарыта проблема для всех аграриев Сибири.

К началу августа 2017-го совокупные «кладовые» зерна в СФО составляли 2,97 миллионов тонн (данные Росстата). Годом ранее – 1,99 миллионов. То есть со стартом уборочной кампании сибиряки могли принять на хранение на миллион тонн меньше зерна, чем годом ранее. Для региона это колоссальная цифра.

Большая доля переходящих запасов – 1,7 миллионов тонн – пришлась на интервенционное зерно. Оно мёртвым грузом хранится в регионе не первый год, уточняет издание «Новые Известия». Эксперты отметили: если все текущие запасы интервенционного фонда относительно равномерно «разбросаны» по стране, то в Сибири, держащей в запасе 43 – 44 % всего интерфонда, искусственно создан титанический прессинг на хранилища. Впрочем, и осенью 16-го сибирский рынок беспокоили интервенционные запасы. Год назад местный агропром справился благодаря меньшему количеству рыночного зерна и поступающих интервенционных траншей. Наконец, сыграл свою роль и административный регуляционный фактор. Регулятор не мог ни знать, что в 2017-м урожай предвидится не меньший, но интервенционную нагрузку не снизил. Финансовой выгоды от интервенций также никто не ощутил, поскольку зерно закупалось буквально по астрономическим ценам.

Кураторы интервенционной кампании из департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза РФ не сделали никаких выводов из прошлогоднего опыта, полагают эксперты. Чиновники инициировали новые закупочные интервенции, которые продолжались с 19 сентября по 14 декабря 2016 года. Только в Сибирском округе в тот период закупили 237 тысяч тонн зерна.

Эксперты рынка заметили: проблема сельхозпроизводителей Сибири осложняется ещё и тем, что хранение государственного зерна своевременно не оплачивается. Долг перманентно увеличивается.

По данным, включая первую декаду ноября, уборка зерновых в СФО, можно сказать, завершилась; обмолочено 98 % сельскохозяйственных площадей. Данные министерства сельского хозяйства РФ говорят о росте намолотов в основных зернопроизводящих регионах. Особенно заметный рост зафиксирован в Новосибирской области заметный рост – 18,5 %. Не отстают омичи и Алтай. Однако все эти проценты-рекорды не вызывают оптимизма у сибиряков. Зерно лежит мёртвым грузом. Из-за накапливающихся токсинов его вряд ли можно будет использовать даже для фуража. А элеваторные мощности, забитые неоплаченным интервенционным сырьём, не могут принять на хранение новые партии зерна с полей.

Возможности поставлять сибирское зерно на экспорт также весьма ограничены. Округ находится далеко от главных каналов поставки на Юге и Северо-Западе России. Какой регион не возьми, они имеют конкурентные преимущества перед сибиряками. Достаточно сказать, что до глубоководных портов Азовско-Черноморского бассейна по железной дороге необходимо преодолеть расстояние в 3500 – 4000 километров.

Перспективный дальневосточный транспортный коридор с прицелом на страны Азии – до сих пор не развитое направление. Серьёзная экспансия в восточном направлении маловероятна. Таким образом, сибирское зерно рискует остаться в собственных границах без всяких перспектив сбыта.

По мнению аналитиков, тема модернизации экспорта из регионов с наиболее низкой рентабельностью реализации зерна должна стать приоритетом государственной политики. В данной сфере такая политика либо не реализуется, либо обращена к значительно более маржинальным по зерну регионам Европейской части России.

Справедливости ради, министерство сельского хозяйства РФ предложило принципиально новую меру поддержки – субсидирование экспортных перевозок зерна. Но, по мнению участников рынка, проект недоработан; есть вероятность негативного воздействия на тарифную конъюнктуру экспортного рынка.

Разумеется, у государства имеются в запасе все нужные механизмы для решения проблемы. В собственности – 1500 зерновозов, способных вывозить до 100 000 тонн продукции ежемесячно. Они сейчас как раз задействованы в «маржинальных» Ставропольском и Краснодарском краях (оборачиваемость – 20 дней на Юге против 40 в Сибири). По мнению экспертов, государство имеет доли в портовых и зерновых терминалах. Работает оператор, призванный «стабилизировать ситуацию». Отдельная структура в состоянии продать на экспорт зерно прошлого урожая по рыночной цене и закупить зерно этого урожая у крестьянских хозяйств в Сибири. Но пока что нет главного – желания выстроить в единую цепочку государственные возможности. Очевидно: чтобы спасти производителей Сибири, надо отказаться от высокорентабельных операций, что непременно приведёт к потере бонусов. Парком из полторы тысячи вагонов распоряжаются частные фирмы. Элеваторы забиты зерном, денег на хранение продукции нет. В такой ситуации, говорится в публикациях СМИ, аграриям Сибири остаётся лишь рассчитывать на собственные силы.

Подпишитесь