Posted 12 февраля 2021, 08:39

Published 12 февраля 2021, 08:39

Modified 1 сентября 2022, 03:00

Updated 1 сентября 2022, 03:00

«Откуда ткани» - почему цены на качественный текстиль в Приморье кусаются

12 февраля 2021, 08:39
Текстильное производство в Приморье не развито исторически – даже когда в крае работали с десяток швейных фабрик, ткани были завозными. В 2017 году региональные власти сделали попытку наладить собственное производство текстиля, но это осталось на уровне идеи.

Качественный текстиль – дорогое удовольствие для жителей Приморья. Все потому, что в крае не развито производство тканей. Дизайнеры одежды (а Владивосток сегодня может похвастать целым рядом авторских мастерских талантливых модельеров), ателье по пошиву штор и прочего домашнего текстиля работают в основном с импортными тканями. Российское сырье тоже присутствует, но везти его приходится издалека – из западной части страны.

Так уж сложилось исторически – даже во времена расцвета легкой промышленности в советские времена швейные фабрики региона работали на привозном сырье. После развала союза, в конце 90-ых – начале нулевых была эпоха производства под таможенным контролем, когда иностранные (в основном корейские) инвесторы завозили свои ткани, отшивали на базах приморских швейных фабрик готовые изделия, и вывозили их обратно за границу. Однако с повышением импортных пошлин на ввоз сырья данная схема схлопнулась, и фабрики с иностранным участием одна за другой закрылись — мощности и сотрудники остались не у дел.

Идею возрождения легкой промышленности в регионе в свое время активно продвигал врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко. Он даже вел переговоры с индийской стороной о создании ткацкого производства на территории края.

«Мы хотели бы сотрудничать с вами в области текстильной промышленности, производить ткани из вашего льна, хлопка», - с таким предложением обращался Андрей Тарасенко к послу Республики Индия Панкаджу Сарану во время визита последнего во Владивосток в 2017 году.

Общался по этому поводу врио губернатора также и с турецкими инвесторами, которые признавали привлекательность региона для размещения текстильного комбината.

Однако начинания эти результатом не увенчались. Не помогли развитию текстильной промышленности на территории Приморья даже режимы ТОР и СПВ. Сейчас отрасль в крае практически не представлена. В качестве едва ли не единственного примера можно назвать владивостокскую фабрику «Эвернит», которая выпускает носки из пряжи индийского и итальянского производства и современных видов полиамида и эластана.

Между тем по данным Торгово-промышленной палаты и Росстата, производство текстильной продукции в России в 2020 году выросло почти на четверть. Если быть точными, на 23% - до 260 миллиардов рублей. Из них 25% приходится на выпуск тканей, 20% - на производство постельного белья, 15% - на столовое бельё и полотенца.

Легкая промышленность в России на сегодняшний день представлена более чем 20 тысячами компаний. Основная масса – это мелкие швейные предприятия. Текстильные же производства, наоборот, крупные. И они стараются обеспечить полный цикл – от обработки первичного сырья до пошива и продажи готовой продукции. Однако таких предприятий в России осталось всего три. Один из них Брянский камвольный комбинат.

Половина объемов выпускаемых на нем тканей идет на пошив школьной формы, остальное – на изготовление корпоративной одежды, например униформы для сотрудников РЖД. Доля госконтрактов в портфеле предприятия сегодня составляет 43%. Однако перспективные направления развития у комбината есть.

«Мы с прошлого года начали внедрять у себя производство шерстяных пледов. Это уже конечная продукция из овечьей шерсти, все пледы шерстяные. А также одеяла из верблюжье шерсти. Сейчас мы ассортимент расширяем. Надеемся на следующей федеральной ярмарке в марте показать более широкий ассортимент пледов», - рассказывает генеральный директор Брянского камвольного комбината Александр Шалатонов.

По данным отраслевой статистики, производство шерсти в России за пять лет сократилось на треть, а вот выпуск хлопчатобумажных тканей, наоборот, увеличивается. Основная составляющая себестоимости хлопковых тканей – сырье, на него приходится от 45 до 65 процентов. Вдобавок цены на хлопок зависят от курса валют.

«По хлопку мы практически на 100% зависим от зарубежных поставщиков. Нам видится возможность проработки с Узбекистаном и другими хлопкопроизводящими странами взаимноинтересного соглашения о поставках по определённым ценам хлопка из этих стран, давая им возможность реализовать на нашем рынке соответствующей продукции», - говорит президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Он подчеркивает также, что необходимо сохранять и усиливать государственную поддержу отрасли.

«Здесь понятно, чем больше будет субсидий, тем больше будет доля российских производителей на этом рынке», - отмечает Сергей Катырин.

С января 2021 года в России введена обязательная маркировка домашнего текстиля. В Торгово-промышленной палате считают, что эту обязанность игроков рынка необходимо подкрепить правом на поддержку.

«Необходимо закупать это оборудование, внедрять программные продукт и всё, что с этим связано. Было бы правильным помогать предприятиям, по крайней мере субсидировать ставки по кредитам, которые они берут для того, чтобы это внедрять. Особенно для малых предприятий софинансировать внедрение этого оборудования с последующей отдачей при реализации», - считает Сергей Катырин.

Чтобы производство текстиля развивалось в том числе и на уровне отдельных регионов, даже таких исторически далеких от этого вида деятельности как Приморье, необходима государственная поддержка в приобретении современного оборудования, качественного и недорогого сырья, а также в обучении кадров для отрасли. Это может дать текстильному производству действительно мощный импульс развития.

Подпишитесь