Posted 16 мая 2018, 02:54

Published 16 мая 2018, 02:54

Modified 17 сентября 2022, 15:06

Updated 17 сентября 2022, 15:06

«Нет» детским зонам в хабаровских ТЦ: мировая практика здесь не работает

16 мая 2018, 02:54
Хабаровские торговые центры открылись, а детские игровые зоны на последних этажах комплексов — нет. Как получилось, что площадки оказались расположены не по закону и кто за это ответит, разбиралось РИА «Восток-Медиа».

В кемеровском ТРЦ «Зимняя Вишня» в результате пожара 25 марта погибли 60 человек, большинство из них — дети. После трагедии в регионах страны прошли массовые проверки торговых комплексов. В Хабаровском крае прокуратура выявила около 1600 нарушений, в 17 объектах — грубые. Результатом стали судебные иски о закрытии ряда ТЦ до устранения недочётов. В «чёрный» список попали крупные комплексы дальневосточной столицы — «Большая Медведица», «Южный парк», «На Пушкина», «ЭВР», «Макси Молл» и другие.

Одна из основных причин опечатывания зданий — расположенные на верхних этажах площадки для детей. Они не возобновили деятельность даже после открытия комплексов. Остаётся закрытой «Мануфактория» в ТЦ «На Пушкина» и зона автоматов в ТЦ «Южный парк». И на это есть причина.

Как из-за «игры слов» в законодательстве погибают люди. Присказка

По строительной норме, которая закладывается ещё на этапе проектирования зданий, «детские игровые зоны должны располагаться не выше второго этажа и не далее 20 метров от пожарного выхода». Так говорится в новой редакции 2012 года свода правил «Строительные нормы и правила». Во внимание Госпожнадзора, прокуратуры, Госстройнадзора и СМИ она попала только сейчас. Как объяснил корреспонденту РИА «Восток-Медиа» председатель комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края Олег Сутурин, при сдаче здания в эксплуатацию в документации начинается «игра слов».

«Такого понятия, как "детская игровая зона", нет, она никак не трактуется в документах. Есть место, где ходят дети или находятся дети. По сути, там может быть всё, что угодно. Обычно на последних этажах при сдаче в эксплуатацию указывают такое понятие, как “место отдыха”, или что-то подобное. Мы после Кемерово подняли все документы, проверили торговые центры, которые мы сдавали, и не нашли в планах "детских игровых зон". Они там могли появиться только после сдачи комплекса в эксплуатацию», — рассказал Олег Сутурин.

Госстройнадзор проверяет торговые центры на соблюдение строительных норм до сдачи в эксплуатацию, после неё этим занимаются надзорные органы, которые контролируют безопасность на объектах с массовым пребыванием людей. Так, по словам Олега Сутурина, за пожарную безопасность в комплексах отвечает подведомство МЧС России — Государственный пожарный надзор. Однако плановые проверки зданий сотрудники не проводят уже с 2011 года, этим занимаются сами предприниматели.

Русская сказка о том, как никто ничего не знал. Зачин

На вопрос, кто контролирует строительную норму о детских площадках, ответила прокуратура Хабаровского края.

«Учитывая, что названная норма призвана обеспечить безопасность людей и несовершеннолетних детей, в том числе в случае возникновения пожара, контроль за её соблюдением возлагается на органы государственного пожарного надзора в силу статей 1,6 Федерального закона от 21.12.1994 No 69-ФЗ "О пожарной безопасности"», — говорится в ответе на просьбу редакции разъяснить законодательство.

На брифинге 27 апреля, посвящённом массовым проверкам ТЦ, зампрокурора Хабаровского края Валентин Волков заявил, что в деятельности Госпожнадзора есть масса недоработок. Начальник главного управления МЧС России по региону получил соответствующее представление от надзорного ведомства.

МЧС не проводило проверки в местах массового пребывания людей и даже не планировало их. Например, в 2015 году сотрудники обнаружили серьёзные нарушения в ночном клубе «Великано». Тогда руководству назначили штраф и обязали уладить всё в течение двух лет. Но за 2,5 года Госпожнадзор так и не навестил нарушителя. По словам Валентина Волкова, у сотрудников МЧС были все основания для внеплановых проверок. Прокуратура выяснила, что собственник так и не выполнил требования законодательства.

Однако Госпожнадзор не спешит брать на себя ответственность за детей на верхних этажах ТЦ. МЧС не нашло требований по обеспечению пожарной безопасности в документе, где указана строительная норма. К тому же она не применяется к зданиям, которые сдали в эксплуатацию до 2012 года.

«Нужно поднимать проект и смотреть, а было ли изначально запланировано размещение игровых комнат. Как показала проверка, часто по изначальному проекту их и нет. Но собственники уже самостоятельно приняли такое решение, нарушив законодательство», — объяснил заместитель начальника главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Алексей Яковлев.

На общественных слушаниях он также объяснил предпринимателям, кто несёт ответственность за пожарную безопасность в ТЦ.

«По закону, руководители организаций осуществляют контроль системы пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований. Это современные нормы, которые ещё не получили широкого применения, хотя введены ещё с мая 2009 года», — рассказал Алексей Яковлев.

Предприниматели не могут сами контролировать работоспособность систем безопасности, поэтому вынуждены нанимать лицензированные организации. И услуга эта платная.

Где заканчивается закон и начинаются обещания. Развитие действия

Раньше нарушения действительно выявлял Госпожнадзор. Сотрудники проводили плановые проверки, но предприниматели добились их отмены. Что из этого вышло — показала трагедия и последовавшие за этим массовые закрытия торговых центров и выявление нарушений, до этого самим собственникам не известных. Однако, по словам заместителя председателя совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края Андрея Веретенникова, возвращать регулярный контроль не стоит.

«Существует административный барьер в части контролирующих органов. Когда его не было, сотрудники МЧС приходили в определённое время, по графику, бизнесмены знали, когда это произойдёт. Не забывайте, у нас у всех разная культура и воспитание, мы не можем отвечать за всех. И лишний раз способствовать проявлению коррупции как со стороны Госпожнадзора, так и со стороны собственников, — это неправильно. Плановые проверки во многом из-за этого и отменили», — объяснил Андрей Веретенников.

Послабления привели сегодня к обратной ситуации: встал вопрос об ужесточении контроля. По словам председателя комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края Олега Сутурина, предполагалось, что сами владельцы зданий будут заинтересованы в безопасности клиентов. Но бизнес не готов сам себя контролировать.

Однако предприниматели считают, что не стоит повторять ситуацию и снова доводить её до крайних мер. Трагедия выявила пробелы в законе, но это не значит, что нужно «закручивать гайки».

«Необходимо поднимать вопрос о совершенствовании законодательства. У нас как общественной организации есть возможность выступить с инициативой на федеральном уровне. Наше законодательство архаичное, жизнь выявляет такие узкие места, его неправильное толкование и применение. Что с этим делать — нужно разговаривать и что-то менять. Важно найти баланс между законом и бизнесом. Не нужно закручивать гайки снова, хотя у нас любят крайности. Тогда ослабили, теперь собираются ужесточать. Нужно всё взвесить и посмотреть на иностранные примеры, всё равно всё идёт оттуда», — прокомментировал ситуацию председатель хабаровского регионального отделения «Опоры России» Сергей Мазунин.

По его словам, очевидно, что для детских игровых зон предприниматели покупают горючие материалы — что подешевле. Для соблюдения всех требований нужно купить дорогое оборудование — экономически это не выгодно. Сегодня бизнесу проще закрыть детские точки совсем.

«Владимир Владимирович, нас кошмарят». Кульминация

Заложниками ситуации стали арендаторы помещений в торговых центрах. Бизнесмены вышли на пикет 8 мая в защиту комплексов. По словам предпринимателей, прокуратура и МЧС действовали неправомерно, закрыв торговые центры без предупреждения и не дав времени на устранение нарушений. Люди понесли убытки и заявили о готовности судиться с надзорными органами.

Кто несёт ответственность за случившееся? Предприниматели отвечают на этот вопрос по-разному. Бизнесмен Ренат Абдулаев выступал с громкими заявлениями в адрес Госпожнадзора и прокуратуры, объясняя, что «рука руку моет».

«Но как детский центр там оказался? Кто-то же документы подписал? Это же Госпожнадзор разрешил, а теперь прокуратура на нас иск подала. В результате страдают люди, которые работали по их разрешению», — отметил Ренат Абдулаев.

Бизнесмен из ТЦ «На Пушкина» Максим Варфоломеев удивился, как вообще в российском законодательстве закрепилась такая норма.

«Сейчас говорят, что запрещено открывать детские зоны на пятых этажах. Объясните, почему только в нашей стране такой маразм? Почему за границей в небоскрёбах на верхних этажах располагаются кафетерии, рестораны, смотровые площадки. Многие видели такие места. Почему там-то ничего не горит?», — поделился Максим Варфоломеев.

Однако решение о переносе детских игровых зон вызвало и положительный отклик. Бывшая преподавательница Ольга Горсткина, которая теперь занимается бизнесом, утверждает, что это правило — отнюдь не новое.

«Раньше на втором этаже занимались дети от шести до семи лет. А теперь всех загнали на четвёртый этаж. Говорят, что это приняли недавно. Да никогда это не менялось, всегда так было: развлекательные учреждения с первого по второй этаж. Зачем всех наверх согнали? Потому что так удобно. Все получили на карман и, довольные, поехали отдыхать по заграницам. А теперь что? Почему на тот момент это можно было? Ведь закон не менялся. Предприниматель не должен вникать во все тонкости закона. Это работа МЧС, и они разрешили. Это просто халатное отношение. Коррупция процветает по всему Хабаровску», — заявила предприниматель ТЦ «Сингапур» Ольга Горсткина.

Сами горожане реагируют на ситуацию с тревогой. Посетители торговых центров не готовы доверять свою жизнь в руки предпринимателей. Люди не ожидали, что пожарная безопасность находится под контролем частных лиц.

«В первый раз такое слышу, и если это так, то это беспредел. Что они там будут проверять? Им главное — это прибыль, всё остальное неважно. Интересно получается, как это государство тогда нас защищает?», — поделилась мнением хабаровчанка Наталья Налькина.

Что же с нами будет? Развязка

Сейчас собственники торговых центров начали перезаключать договоры аренды с предпринимателями. Раньше ответственность за пожарную безопасность полностью нёс владелец здания, теперь он будет делегировать её.

«Ответственность должна распределяться правильно, в зависимости от занимаемой площади здания. Если это два маленьких бутика по 20 квадратных метров, то у них должны быть соответствующие обязательства и ответственность. Если это большое кафе на пол-этажа, то и отвечать за пожарную безопасность предприниматели должны в большей степени», — объяснил Андрей Веретенников.

Однако бизнес-сообщество опасается, что арендаторы могут пострадать из-за этого. Ведь по закону владелец здания предоставляет помещение, соответствующее требованиям пожарной безопасности — это его прямая обязанность.

«Озлобившись, перекладывать ответственность на арендаторов — это неправильный ход действий. Будет сильный перекос, если сейчас начнут менять договоры. Мы внесли предложение Госпожнадзору разработать методические указания для бизнесменов по соблюдению пожарной безопасности, чтобы люди знали свои права и обязанности. Нужно всё прописать, и МЧС должно выступить консультантом», — отметил Сергей Мазунин.

По его словам, за систему всё равно отвечает и должен отвечать собственник. Ведь сигнал пожарной тревоги поступает на общий пульт, пути эвакуации находятся по всему зданию. К тому же в каждом маленьком магазинчике невозможно установить гидранты и сигнализацию.

По словам Андрея Веретенникова, на бизнесменов ложится ответственность за жизни людей — и не все её осознали. Многие новички-предприниматели не знают своих обязанностей, а арендодатели не всегда объясняют им, как нужно работать. И это проблема культуры, в данном случае — предпринимательской.

Не исключено, что Госпожнадзору вновь вернут полномочия по контролю безопасности в торговых центрах. Однако такое решение для предпринимателей — два шага назад.

«Сейчас будут разбираться в суде: кто отвечал за объект, кто допустил его к эксплуатации, были ли выполнены все условия, что менялось во время работы и так далее. Ведь сначала ТЦ мог строиться под одно, а в итоге получилось совершенно другое. Будут разбираться отдельно в каждом случае. Чтобы этого не допустить, нужно повышать предпринимательскую культуру. Для этого есть объединения и различные обучающие программы», — рассказал Андрей Веретенников.

Концовка

Предприниматели учатся, надзорные органы созерцают, власти меняют законы, а люди ищут после Кемерово пути эвакуации. Вот и мы узнали, сколько потребуется времени, чтобы спуститься с верхних этажей торговых центров. Недолго, но в панике сориентироваться не получится, выбираться придётся самим. И это не одна из проблем безопасности, а что делать, если не закручивать гайки — ещё никто не понял.

Но редакция РИА «Восток-Медиа» предлагает вам хотя бы не ставить машины в неположенном месте и во время пожароопасного сезона не разжигать костры и не палить траву. Пусть знак вопроса в строчке ниже так и останется без ответа.

2009 — клуб «Хромая лошадь», 2018 — ТРЦ «Зимняя Вишня», дальше — ?

Подпишитесь