Posted 24 ноября 2020, 08:29

Published 24 ноября 2020, 08:29

Modified 1 сентября 2022, 02:59

Updated 1 сентября 2022, 02:59

Прокуратура Приморья эффективно координирует борьбу с коррупцией

24 ноября 2020, 08:29
Сюжет
Борьба
Борьбой с коррупцией занимаются сразу несколько спецслужб и ведомств, наряду с тем, что эта работа должна быть организована во всех структурах, так или иначе связанных с государством.

О правовом поле, на котором развернулась эта борьба, ее приемах и результатах ИА «Восток-Медиа» рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Приморского края Николай Божок.

— Николай Юрьевич, какова сегодня роль органов прокуратуры в борьбе с коррупцией?

— Если ответить одним словом, то — ведущая. В 2007 году, в соответствии со статьей 36 конвенции ООН от 2003 года, к которой присоединилась и Российская Федерация, в Гененеральной прокуратуре, прокуратурах регионов и иных приравненных к ним специализированных прокуратурах были созданы подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. По сути, на них возложена координирующая роль в работе органов прокуратуры на этом приоритетном ­направлении. И не только прокуратуры. В соответствии с действующим законодательством о противодействии коррупции, на прокуратуру возложена координация действий правоохранительных органов в борьбе с коррупционной преступностью, а также работа по антикоррупционному просвещению и правовому воспитанию граждан, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции.

— Полномочий, правовых инструментов для этого достаточно, или что-то надо изменить?

— Органы прокуратуры в части противодействия коррупции работают, если можно так выразиться, на двух контурах. Первый определяется федеральным законом «О прокурауре РФ», который четко описывает общие права и полномочия надзорного органа, комплекс мер прокруроского реагирования в случае выявления нарушений закона.

Но есть и второй контур возможностей прокуратуры. Это специальные полномочия, которые используются только при осуществлении надзора за исполнением законодательства по противодействию коррупции. Они достаточно широки: от антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, контроля за расходами лиц, замещающих государственные и муниципальные должности до обращения в иностранные банки, кредитные организации и уполномоченные органы иностранных государств в связи с проведением проверок соблюдения российского законодательства. Так что, инструментарий есть, просто надо им грамотно пользоваться.

— Вы говорите о координирующей роли прокуратуры в борьбе правоохранительных органов с коррупцией. А много ли их занято на этом направлении? Не получится ли, как в известной поговорке, что у семи нянек дитя без глазу?

— Каждый знает свой участок работы. Для координации и согласования рабочих моментов есть постоянная межведомственная рабочая группа, в которую входят руководители правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Ее возглавляет прокурор Приморского края. Между ведомствами и спецслужбами, противодействующими коррупции, создана и работает система обмена информацией. Кроме того, прокуратура тесно взаимодействует с Департаментом по профилактике коррупционных правонарушений Приморского края.

— Насколько такая кооперация эффективна? Больше или меньше стало коррупционных нарушений?

— Давайте обратимся к цифрам, они лукавить не будут. И выводы делайте сами. В 2019 было выявлено более 5300 нарушений законодательства о противодействии коррупции, По выявленным нарушениям прокурорами вынесено 327 протестов, в суды направлено 51 заявление, внесено 1135 постановлений об устранении нарушений закона.Возбуждено 15 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности. К дисциплинарной ответственности привлечено более 1700 должностных лиц, из них 25 освобождены от должностей в связи с утратой доверия, а еще 31 лицо привлечено к административной ответственности. За девять месяцев текущего года нарушений выявлено меньше — 1364, а вот уголовных дел возбуждено вдвое больше — 33.

Из-за сложной санитарно-эпидемиологической обстановки в стране в этом году сроки предоставления информации о доходах и расходах по указу президента были продлены. Поэтому и надзорные мероприятия пришлось перенести. Сейчас органы прокуратуры проводят проверку полноты и достоверности предоставленных служащими сведений о доходах, расходах и так далее.

— Вы говорите о десятках уголовных дел коррупционного характера, хотя таких нарушений фиксируются тысячи. У нас такое мягкое законодательство?

— Давайте сразу уточним: речь идет только об уголовных делах, возбужденных органами прокуратуры, а не всеми структурами, кто имеет на это право в рамках борьбы с коррупцией. В среднем за последние пять лет в Приморье ежегодно заводят 350-400 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности. За десять месяцев нынешнего года правоохранительные органы выявили 365 подобных преступлений. Половина из них — это взяточничество. Более 500 граждан, уличенных в коррупции, привлечены к уголовной ответственности за последние три года, в том числе высокопоставленные должностные лица.

— Коррупции в правоохранительных органах — насколько это актуально для Приморья?

— Увы. Предмет для разговора есть. В этом году 19 сотрудников правоохранительных органов, занимавших разные должности, привлечено к ответственности. Это представители региональных органов МВД, таможни, Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП). А всего за последние три года к уголовной ответственности привлечено 84 уже бывших сотрудника правоохранительных органах. В значительной мере это заслуга структур собственной безопасности этих органов, что говорит о том, что к противодействию коррупции здесь относятся серьезно.

— Может ли общество помочь в борьбе с коррупцией, и как?

— Коррупция — это такое зло, противостоять которому можно только сообща. Объединяя усилия органов власти, институтов гражданского общества, организаций и граждан. Власть такую работу ведет, занимаясь формированием негативного общественного восприятия коррупционного поведения. Но есть проблема — низкий уровень доверия общества к власти вообще. Это влияет и на восприятие таких прикладных вещей, как борьба с коррупцией. Полагаю, что детальная разработка и внедрение механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, исключающее коррупционные риски, повысит уровень доверия населения и положительно повлияет на рост правосознания в обществе, в целом усилит его неприятие коррупционного поведения.

В Приморье борьба с коррупцией идет по всем направлениям. В частности, в крае реализуется государственная программа «Безопасный край» на 2020–2027 годы, в которую входят социально значимые проекты и мероприятия в Приморском крае, направленные на повышение безопасности дорожного движения, предотвращение дорожно-транспортных происшествий, формирование у жителей Приморья патриотизма, формирование межнационального согласия, профилактика экстремизма, терроризма, коррупции

Подпишитесь