Posted 3 марта 2020, 05:49

Published 3 марта 2020, 05:49

Modified 1 сентября 2022, 02:58

Updated 1 сентября 2022, 02:58

Когда коронавирус будет побеждён: два сценария развития ситуации

3 марта 2020, 05:49
Сюжет
COVID-19
Эксперт в области вирусологии рассказал корреспонденту «Восток-Медиа», какие есть у российской науки перспективы эффективного противодействия угрозе распространения коронавирусной инфекции, и возможна ли вообще победа над этим заболеванием.

О том, что нужно знать о коронавирусах и как появление новой болезни повлияет на весь мир, рассказал заведующий лабораторией вирусологии Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии Дальневосточного отделения Российской Академии наук, руководитель Международного научно-образовательного Центра биологической безопасности Роспотребнадзора в Дальневосточном федеральном университете и руководитель Интеграционного проекта «Оптимизация мониторинга и управление рисками развития природноочаговых заболеваний на Дальнем Востоке» 2018–2020 годов доктор биологических наук Михаил Щелканов.

Михаил Юрьевич, откуда появилась зараза коронавируса и насколько важно это знать?

— Знать природу возбудителя принципиально важно. Приведу пример: когда в 1918 году появилась печально знаменитая «испанка», тогда даже не знали, что возбудитель гриппа является вирусом. А когда не знаешь, с чем борешься, результаты бывают плачевными — от той же «испанки», по приблизительным оценкам, погибло от пятидесяти до ста миллионов (!), это примерно пять процентов населения планеты того времени. В различных странах летальность составила десять-двадцать процентов.

В случае с новым коронавирусом мы знаем противника, что называется, в лицо. Благодаря прекрасной работе наших китайских коллег, вирус был быстро изолирован, идентифицирован и его полноразмерный геном предоставлен в распоряжение мирового научного сообщества. Кроме того, в отличие от событий столетней давности, мы имеем мощный научный фундамент для организации противоэпидемических мероприятий. Начать с того, что благодаря трудам основоположника вирусологии нашего великого соотечественника Дмитрия Иосифовича Ивановского мы сегодня знаем, что такое царство Virae. Кроме того, новый коронавирус относится к числу природно-очаговых. И у нас есть очень мощная концепция природной очаговости, которая, кстати, именно здесь, у нас на Дальнем Востоке и была сформирована. В 1937–1939 годах в ходе работы Особой экспедиции Наркомздрава на модели клещевого энцефалита её сформулировал академик Евгений Никанорович Павловский (кстати, у Павловского учеником был Дмитрий Константинович Львов, а у последнего посчастливилось учиться мне – такая вот «петля времени» произошла).

И о новом вирусе мы уже знаем, если не практически всё, то основное …

Перечислите, пожалуйста…

— Во-первых, как я уже сказал, это природно-очаговый вирус. Его природным резервуаром являются летучие мыши (рукокрылые из подотряда Microchiroptera). Во-вторых, летучие мыши, инфицируясь, переносят инфекцию инаппарантно, то есть без клинических проявлений, но выделяют вирус со слюной, мочой, фекалиями. Далее, летучие мыши могут напрямую заразить человека, но чаще всего происходит иначе: сначала летучие мыши заражают промежуточных хозяев — различных мелких млекопитающих, которые массово используются в пищу на территории Юго-Восточной Азии. Причём, всю эту живность, как правило, продают на рынках живьём, а не какими-то мясными продуктами. Проникая в человеческую популяцию, коронавирус может распространяться капельно-воздушным путём от человека к человеку как респираторная инфекция. Кстати, международный комитет по таксономии вирусов присвоил новому коронавирусу название SARS-CoV-2 вместо временно использовавшегося 2019-nCoV.

Есть ли какие-нибудь действенные меры профилактики для путешественников при посещении таких рынков?..

— Самое эффективное средство — не посещать эти экзотические для нас рынки. Зараза способна передаться через что угодно — микрокапельки аэрозоли, частицы пыли… Там огромное количество патогенов, там можно подцепить всё, что угодно… Восточные рынки, кстати, стали источником и тяжёлого острого респираторного синдрома, и птичьего гриппа, помните такое заболевание? Восточные рынки — то место, где человек искусственно интенсифицирует популяционные взаимодействия, в природе такой плотности популяций и интенсивности их взаимодействия не наблюдается (особенно с человеком). Вообще, Всемирная организация здравоохранения именно восточные рынки должна взять под особый контроль, ведь уже совершенно понятно, что там происходит преодоление межвидового барьера природно-очаговыми вирусами Юго-Восточной Азии. И это ещё очень осторожно сказано. Основная опасность как раз в этих рынках, а вовсе не в гастрономических пристрастиях тех же китайцев, которых западные средства массовой информации любят представлять чуть ли ни дикарями.

Про рынки понятно, что ещё известно о коронавирусе?

— Повторю, мы знаем резервуар вируса, мы, похоже, знаем и промежуточных его хозяев, по-видимому, это панголины — своеобразные млекопитающие, покрытые кожными чешуями. Хотя сначала была информация, что промежуточными хозяевами являются змеи, но это была рабочая гипотеза на основании биоинформационных методов, неподтверждённая никакими экспериментальными или эколого-вирусологическими исследованиями. Тем более, что в семействе Coronaviridae нет вирусов, которые поражают рептилий. А вот у панголинов ещё в 2018 году в составе транскриптома были обнаружены фрагменты генома коронавируса. Судя по всему этот коронавирус панголинов — самый близкий к тому, что был обнаружен в Ухани. Между тем, панголины чрезвычайно востребованы в восточной медицине: считается, что порошок из их чешуй является стопроцентным средством от онкологических заболеваний. Кроме того, мясо этих редких животных считается деликатесом (блюда из них подают в самых дорогих ресторанах), а также и лечебным средством.

Этот вирус всерьёз и надолго. Как, впрочем, и все другие природно-очаговые вирусы.

Что такое природно-очаговый вирус? Это вирус, который является сочленом природных экосистем и может циркулировать без участия человека. Уничтожить его можно, только уничтожив соответствующую природную среду… Но кто на это пойдёт? Даже в Китае достаточно природной среды, чтобы многие природно-очаговые вирусы существовали и чувствовали себя неплохо. Вот разве, что когда наша Земля превратится в планету Железяка из известного мультфильма, вот тогда не будет природно-очаговых вирусов. Но тогда, возможно, появятся техногенные…

Насколько опасен новый коронавирус для Приморья, Дальнего Востока?

Прямой опасности для нас нет. Эпицентр находится в провинции Хубей, там идёт классический эпидемический процесс, он уже давно взят под контроль, и результат этого мы видим — идёт снижение заболеваний, причём, очень резкое снижение. И мы видим, как население Китая самоорганизуется – можно только позавидовать такой стране. Правительству КНР удалось локализовать эпидемический процесс, чтобы он не вышел за границы провинции Хубэй, и волна заболеваний не прокатилась по всей стране. Правда, есть у них, также как и в мире, завозные случаи заболевания в другие провинции. Но им удалось не допустить их эпидемического продолжения. А вот в Южной Корее такого сделать не удалось, в Японии, в Италии, и в США… Что даже удивительно. В России удалось не допустить превращение завозных случаев в эпидемические вспышки, что вполне понятно, ведь в нашей стране ещё со времён бывшего СССР действует глубоко эшелонированная система биологической безопасности.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в дальнейшем?

— Есть два варианта: благоприятный и не очень. Вообще любая эпидемия и даже пандемия рано или поздно заканчиваются. Благоприятный сценарий таков: к концу февраля в Китае, в эпицентре, как и предсказывалось, наступит стабилизация, что и произошло. Волна завозных случаев на этом фоне наоборот продолжает увеличиваться, поскольку отражает ситуацию, «отмотанную назад» на величину инкубационного периода. Это нормально, главное сейчас во всех странах, где зарегистрированы завозные случаи, локализовать их. К сожалению, сделать это, даже в странах с первоклассной медициной, сложно. Вообще, современное понимание медицины как услуги входит в серьёзное противоречие с системой организации противоэпидемических мероприятий, требующей известного ограничения личной свободы в интересах биологической безопасности общества в целом. Здесь принцип «клиент всегда прав» перестаёт работать. Смогут ли эти страны вести борьбу с вирусом, как это сделал Китай, пока не ясно. Но к лету это всё должно затухнуть. Правда, во многих странах Азии с муссонным климатом влажная прохладная весна ещё может преподнести «эпидемические сюрпризы».

— А негативный?

— Он возможет в том случае, если те страны, где есть завозные случаи, не смогут локализовать и выпустят этот процесс из-под контроля. А это уже первый этап полноценной пандемии.

- Есть ли у нас, в России возможности создать свою вакцину?

— Безусловно. Скажу больше, Российская Федерация — лидер в области обеспечения биологической безопасности. На всех уровнях. Включая вакцинопрофилактику. Если говорить о новом коронавирусе, то совершенно очевидно, что у нас будет создана даже не одна вакцина. Например, против того же эболавируса Заир, вызвавшего эпидемию лихорадки Эбола в Западной Африке в 2014-2015 годах, у нас были разработаны сразу несколько вакцин.

Подпишитесь