Posted 24 апреля 2022, 04:02
Published 24 апреля 2022, 04:02
Modified 1 сентября 2022, 03:16
Updated 1 сентября 2022, 03:16
То, что крупные города Сибири и Дальнего Востока вынуждены решать проблему ветхой коммунальной инфраструктуры — давно не новость. По оценкам экспертов, изношенность теплосетей в дальневосточных городах превышает 70%, а кое-где доходит до 90% — и за этими цифрами ежегодно стоят десятки аварий, оставляющих тысячи людей без тепла и света. Чтобы исправить ситуацию, нужны «залповые» инвестиции — то есть, очень большие вложения в замену и реконструкцию теплосетей. Как правило, городские и даже региональные бюджеты «не тянут» такие проекты — а значит, нужны федеральные гарантии возмещения затрат инвесторам, которые готовы вложить средства уже сегодня. Такими инвесторами могут выступать энергетические компании-гиганты при поддержке банков. Иначе говоря, финансово-промышленные структуры, обладающие необходимым техническим, организационным, экономическим потенциалом, могут взять на себя модернизацию региональной энергетики, обеспечив высокие темпы этого процесса. Однако бизнесу необходима уверенность в полноценном экономическом возмещении затрат. И такую уверенность даёт новый долгосрочный метод тарифообразования, который называется метод альткотельной или, в другой терминологии, переход регионов и городов в ценовую зону теплоснабжения.
Внедрение «альткотельной» в городах Сибири — это масштабный проект, включающий в себя полный цикл: от создания первичного ресурса до процесса передачи готового продукта потребителю. При этом Алексей Шибанов подчёркивает: ресурсоснабжающим организациям предстоит вовлечь горожан в полноценную дискуссию о том, как должна выглядеть энергетическая система российских городов в будущем, какие у нее перспективы и в чём выигрыш конечных потребителей. Только в этом случае вместо критиканства можно получить конструктивное сотрудничество и дополнительный стимул для решения больших задач. Сегодня же, констатирует эксперт, взаимодействие с потребителем чаще всего строится в формате ответов на истеричные вопросы об отключениях и росте цен на коммунальные услуги. Алексей Шибанов уверен, что этот формат изжил себя — и необходимо, чтобы потребители осознанно включались в совместное с энергетиками планирование кардинальных изменений.
Эксперт выразил сожаление, что в течение продолжительного периода в Новосибирской области ради решения социальных задач реальные потребности энергетической системы приходилось «зажимать». В итоге накопилось столько нерешённых проблем, что стало невозможно не замечать ухудшение показателей энергоэффективности и конкурентности энергетической отрасли в целом.
Сегодня в России приняты новые законы о теплоснабжении, об электроэнергетике, введено понятие «единой теплоснабжающей организации», «ценовой зоны». По сути, это попытка создать новый методологический базис для модернизации отрасли. Есть и успешные примеры перехода городов в ценовую зону теплоснабжения. Для Новосибирска таким примером является ближайший Красноярск. Там уже несколько лет обновление теплосетевой инфраструктуры продвигается хорошими темпами. Ведётся замещение неэффективных котельных с последующим переподключением потребителей к центральному теплоснабжению. При существовании единой теплоснабжающей организации (ЕТО) эффективность малых кочегарок оказывается под большим вопросом. Имеет значение и возможность решения экологической проблемы — хотя новосибирский эксперт не ставит её на первое место, рассуждая о необходимости перехода в ценовую зону теплоснабжения. В целом же Алексей Шибанов считает, что Новосибирск наряду с Красноярском обязан стать положительным примером для других городов страны во внедрении метода альткотельной и ускоренной модернизации теплосетей в связи с этим.
— Принятое в прошлом году решение о переходе Новосибирска в ценовую зону — единственно верное. Сибирская генерирующая компания, которая стала единой теплоснабжающей организацией в городе, продемонстрировала свои способности решения критических проблем в других регионах. Уровня ее компетенций должно хватить для нормализации ситуации в Новосибирске. Снижение аварийности на теплосетях произойдет через 2-3 года, а знаковый результат, подтверждающий правильность выбранного направления, можно будет наблюдать через 7-10 лет. Предстоит много работы, это очевидно, — заключил эксперт.
Если для Новосибирска экологический вопрос — не самый болезненный, то в таких городах Дальнего Востока, как Чита и Улан-Удэ, он очевидно выходит на первое место. Обе столицы дальневосточных регионов буквально задыхаются от смога, создаваемого тысячами труб печного отопления в частном секторе и мелких кочегарок. Для перевода обширного частного сектора на централизованное отопление опять-таки нужны инвестиции и гарантии их возврата.
Имеет значение и фактор себестоимости производства тепловой энергии — она, как известно, отличается для разных городов в зависимости от условий. Например, некорректно было бы сравнивать энергетику Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии. «Иркутскэнерго» может субсидировать тепло за счет электричества. У ТГК-14, которая имеет статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в Улан-Удэ и Чите, такого источника прибыли нет. Стоит также учесть, что Харанорская ГРЭС в Забайкалье и Гусиноозерская ГРЭС в Бурятии — собственность холдинга «Интер РАО», а значит, их прибыльность никак не влияет на экономические расчёты «ТГК-14» в производстве теплоэнергии.
Можно было бы сказать, что Забайкальский край и Бурятия оказались заложниками негибкой системы регулирования отрасли теплоэнергетики. Но главная проблема, по мнению экспертов, — отсутствие взаимопонимания между жителями, предпринимателями, бюджетом и энергетиками. Такой вывод можно сделать, наблюдая, как представители всех этих сторон по отдельности обращаются в центр с просьбами защитить друг от друга.