Posted 7 февраля, 23:54

Published 7 февраля, 23:54

Modified 7 февраля, 23:56

Updated 7 февраля, 23:56

Беспокойное хозяйство: к истокам — под единым началом — возвращается театр ТОФ

7 февраля 2024, 23:54

Театр Тихоокеанского флота ждут перемены и много работы

Этот театр — самый, возможно, виды повидавший в Приморском крае. Были в его жизни и переезд в глухую провинцию, и возвращение во Владивосток, и угасание, и возрождение из пепла. И значит — такой театр никогда не сдаётся.

Восемь месяцев назад в жизни драматического театра Тихоокеанского флота произошло важное событие: был назначен новый директор. Владимир Владимирович Пятин. Человек творческий, более 40 лет проработавший в культурной сфере, профессор Академии культуры России. Задача перед ним стояла непростая — вытащить театр из кризиса.

Беспокойное хозяйство

— Всё случилось в аварийном режиме, — говорит Владимир Пятин. — Буквально два дня у меня было на размышления, а дальше театр должен был участвовать в важных мероприятиях, и времени на раскачку не было. Можно сказать, окунулся в прорубь прям с разбега. И я ничуть не жалею.

— Вы приняли очень беспокойное хозяйство, насколько я понимаю?

— Да, беспокойное, но с интересной историей, с хорошим потенциалом. Понимаете, я уже 40 лет работаю в культурной сфере, опыт это большой. И знаю, что творческие коллективы — это всегда сложности и множество нюансов, но… Но я знал и любил театр ТОФ, видел его спектакли, был знаком со многими актёрами, с коллективом, словом, не с улицы пришёл в каком-то смысле.

С другой стороны, за время работы в культуре я привык к тому, что нужно уметь брать на себя ответственность, иногда быть жёстким, уметь регулировать многие ситуации.

— Поэтому отныне театр ТОФ — директорский театр?

— Да. У нас единоначалие, все решения принимаю я как председатель художественного совета и директор. А режиссёр — Мария Яковина — мой заместитель по творческой работе.

— Концепция директорского театра предполагает некую авторитарность…

— И ответственность. Репертуарная политика, как и финансовая, и другие — это моё поле и отвечаю за него я. Я это понимал с самого начала. Кроме того, что касается авторитарности… Театр ТОФ — военный театр, и многие годы должность директора в нём была аттестованной, то есть её занимал человек военный, в звании не ниже подполковника. И это было полное единоначалие, вертикаль, при которой тебе дают задание, ты берёшь под козырёк, и ты даёшь поручения — и они не обсуждаются. На мой взгляд, в военном театре это логично.

— С вашим приходом в театр ТОФ многое изменилось?

— Этого следовало ожидать. Пришлось фактически на 100 процентов перестраивать административную часть. В театре появился новый главный режиссёр — Мария Яковина.

И вообще. Ситуация была настолько непростой, что некоторые процессы казались просто необратимыми, и пришлось очень непросто. Но — работа идёт, я директор всего 8 месяцев и впереди — гораздо больше предстоит сделать, чем уже сделано.

— Необычный выбор для главного режиссёра военного театра — молодая женщина…

— Да, ей всего 25 лет. Но она сумела найти контакт с труппой, успела поставить уже два спектакля — «Актёрник» (16+), который вызвал интерес у зрителей и коллег, и детский спектакль. И по тому, как Мария Александровна общается с труппой, как работает, я вижу — я уверен, — что она сможет выполнять те творческие задачи, которые перед нами стоят.

Спектакль «Актёрник» привлёк к себе большое внимание — и для меня это в каком-то смысле знак того, что театр ТОФ возвращается к своим истокам, к тому, чем он славился совсем недавно — как театр, пробующий новые жанры, новые пути в искусстве, не боящийся чего-то интересного. И работа над «Актёрником» сплотила труппу.

— В театре за несколько лет труппа сменилась едва ли не наполовину…

— Да, но сейчас — на мой взгляд — у нас очень хороший, почти что оптимальный состав. Много молодёжи и в то же время работают артисты, которые пришли в театр ТОФ в конце 90-х годов прошлого века, когда, вернувшись из Советской Гавани, он набирал труппу фактически с ноля. Эти артисты — например, Александра Пряха, Юлианна Белаш, Денис Фить — они играли в самых ярких, прославленных постановках театра, тех, которые сделали ему имя. И эти два поколения очень дополняют друг друга: передаётся опыт, энергетика перетекает, и это очень хорошо.

И сейчас у нас задача — наполнить репертуар новыми спектаклями, мы возвращаемся к сотрудничеству с теми режиссерами, которые когда-то сделали имя этому театру. Например, Станислав Мальцев будет ставить у нас спектакль. Мы решили вместе со Станиславом Валерьевичем, что это будут «Вечно живые» (12+) Виктора Розова и что этой постановкой мы откроем осенью сезон.

Также сейчас над постановкой «Тихий океан» (16+) работает наш молодой режиссёр-постановщик Герман Авеличев. Это не совсем традиционный спектакль, но он нам был крайне необходим. Ну как это так — в театре Тихоокеанского флота нет ни одного спектакля о флоте? Нонсенс какой-то. Задача нам была поставлена, и мы выполняем её в сотрудничестве с музеем ТОФ, Евгений Владимирович Журавлёв помог сделать инсценировку. А премьера назначена в конце марта, к Международному дню театра.

Вообще мы сотрудничаем со всеми учреждениями культуры флота, с ансамблем песни и пляски, например. Если он проводит большой концерт, то ведущие — это наши артисты. Мы все работаем в одной большой флотской команде, можно так сказать.

Кроме того, театр ТОФ вернулся в орбиту театральной жизни Приморья, из которой выпадал на некоторое время. Мы приняли участие в премии «Серебряный медальон» имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка и получили награды в нескольких номинациях. Это очень приятно. Плотно сотрудничаем с Приморским отделением Союза театральных деятелей РФ, наша актриса Наталья Войник — член правления отделения. То есть мы вернулись туда, где мы должны были быть всегда. В отрыве от других театров жить невозможно — и это аксиома.

На современном языке

— Слышать эти слова очень приятно, как и осознавать, что театр ТОФ начинает выходить из кризиса, из некой самоизоляции, возвращается к лучшим традициям… Но сегодня, в особый момент жизни нашей страны, когда идёт специальная военная операция, на коллектив ложится особая ответственность, верно?

— На днях я вернулся с расширенного заседания художественного совета при министерстве обороны Российской Федерации, оно прошло в Москве под председательством заместителя министра обороны генерала-полковника Виктора Горемыкина. И в ходе этого совещания выступали многие наши видные деятельные культуры, работающие в направлении патриотического воспитания. И речь шла о самом важном — о том, как вернуть культуру на рельсы патриотизма, какие задачи стоят перед военными театрами в частности…

Игорь Угольников, председатель секции кино, много говорил о том, что нам необходимо сейчас снимать фильмы на тему СВО, именно сейчас, не откладывая. Потому что на Украине, например, готовится к постановке фильм на эту тему, где Россия будет показана в самом лживом свете. И если мы не дадим адекватного ответа именно сейчас, потом будет просто поздно.

Эдгард Запашный рассказывал, как они поддерживают Донбасс, постоянно гастролируют, приглашают на представления детей Донбасса. Представитель студии военно-художественной имени Грекова говорил о том, как отражается в изобразительном искусстве тема СВО, тема патриотизма и что нужно срочно менять и улучшать. Председатель Союза писателей России Николай Иванов рассказывал, какую прекрасную прозу, отличные стихи пишут военные писатели, принимающие участие в СВО, и, увы, как мало она издаётся. А должна издаваться, жители страны должны знать правду из первых уст!

Председатель секции драматургов Юрий Поляков тоже не смог нас порадовать. Пока что качественной драматургии на тему СВО просто нет и предложить театрам пока нечего. Но! Мы пришли к мысли о том, что есть много старых прекрасных пьес на темы патриотизма, военные темы, и только от нас, от театров, режиссёров и актёров зависит, как мы подадим этот материал зрителю, современному зрителю, сумеем ли сделать это качественно и правильно.

Поэтому сейчас наш заведующий литературной частью занимается в нашем театре анализом репертуара, мы пытаемся найти пьесы, которые тогда гремели и шли на ура и которые сегодня — если посмотреть на них глазами, например, Германа Авеличева, молодого режиссёра, станут не менее интересны и популярны.

Нам вообще пора наращивать репертуар — именно для юношеской аудитории, заниматься патриотическим воспитанием. Но не кондово, не агитками, а говорить с молодёжью на её. Вы знаете, это ведь мифы — мол, нынешняя молодёжь вся в телефонах, недалёкая… Я общаюсь с молодёжью и знаю, что — как и в любом поколении — там есть очень разные люди. И немало ребят, которые умеют слушать, понимать, многим интересуются, очень патриотичны, открыты — нужно только начать говорить с ними уважительно и современно.

Мы — театр, мы проводники морали, наработанной тысячелетиями, проводники вечных ценностей. 2024-й — год семьи, и мы должны напоминать, что семья всегда была основой России, что многодетные семьи с традициями — это то, где воспитывается патриотизм… Мы должны давать людям пищу для ума. И мы будем это делать. Умно, современно. Будем разговаривать со зрителем понятным ему человеческим языком и транслировать вечные ценности. Знаете, в Москве я побывал в театре «Современник» на спектакле «Мещане» (16+) по пьесе Максима Горького и убедился ещё раз — классика вечна, она понятна и интересна всегда, если подойти к её постановке не кондово, а продуманно. Эти характеры и типаж — вне времени, тематика отвечает дню сегодняшнему и публика готова к честному разговору. Так что будем работать!

— У театра ТОФ есть особенная публика — матросы, офицеры, воины-тихоокеанцы…

— Да! И они должны видеть на сцене героев, на которых можно равняться, видеть постановки о таких, как они… Сегодня у нас в зале фактически на каждом спектакле более ста человек — это военнослужащие, срочники и контрактники, мы постоянно приглашаем и курсантов ТОВВМУ, и нахимовского училища, приглашаем и членов семей участников СВО, работаем в госпиталях, где проходят лечение наши бойцы, в том числе в главном госпитале во Владивостоке. Мы работаем в отдалённых гарнизонах, везде, где дислоцированы части ТОФ, мы должны быть — в клубах, в ДК и так далее. Это наша почётная обязанность, на это выделяется минобороны финансирование. У нас нет проблем с гастролями, знаете ли: Камчатка Сахалин, Хабаровский край — мы везде, где поднят Андреевский флаг!

— И как вас встречают?

— Нас ждут! Вот недавно наши артисты были в госпитале ТОФ со спектаклем «Актёрник», рассказывали, как постепенно втянулись зрители в происходящее, стали соучастниками представления (а в «Актёрнике» есть интерактивная составляющая), как аплодировали и благодарили…

И важно вот ещё что. Среди матросов-срочников немало ребят из отдалённых уголков России, тех, кто ни разу в жизни не был в театре. И какое это потрясение для тех, кто тонко чувствует, как они выходят изумлённые, счастливые, говорят — как в кино, мы и не думали, что так может быть! Знаете, в будущем, отслужив, выйдя на гражданку или оставшись на военной службе, они будут ходить в театр уже по зову души. И мы для этого существуем — пробудить такой зов.

"