Бардовская песня в Приморье: все разбежались по своим квартирам

26 сентября 2017, 16:35
По мнению экспертов, мода на бардовскую песню проходит, но фестивали дают возможность совершенствовать творчество

Бардовские фестивали ежегодно проходят на территории Приморского края: участие в них принимают как новички в данном жанре, так и профессионалы своего дела. Многие используют такую возможность, чтобы обменяться опытом с другими конкурсантами, оценить творчество начинающих бардов и усовершенствовать своё. Во Владивостоке с июля по сентябрь прошли три фестиваля бардовской песни, сообщает РИА «Восток-Медиа».

С 1978 года на острове Русский под руководством Людмилы Жердзинской проходит фестиваль «Приморские струны». В этом году он отметил 40-летний юбилей. По словам организаторов и членов жюри, «Приморские струны» за время своего существования преодолели большие трудности. Однако с каждым годом растёт уровень профессиональной подготовки участников, приезжают начинающие барды со своими собственными композициями.

С 2011 года любители бардовского творчества принимают участие в «Дальфесте». Изначально организаторы предложили этот арт-фестиваль как новое слово, альтернативу похожим одноформатным мероприятиям. «Дальфест» - это разветвлённое действо, включающее театральные импровизации, работу художников, выступления джазовых и рок-коллективов, и даже съёмки экспериментальных фильмов.

Самый молодой из вышеперечисленных - фестиваль «Парус» имени Владимира Высоцкого, который проводится во Владивостоке с 2016 года в конце июля, в память о легендарном барде. Основная задача участников «Паруса» - исполнить творческие номера под музыку Владимира Высоцкого либо его композиции. Эксперты уверены, что каждый из приморских фестивалей этого направления имеет свои особенности. К примеру, фестиваль «Приморские струны» в 2017 году ввёл дополнительную номинацию: песня о самом фестивале, которую должны написать авторы-исполнители и исполнить в рамках мероприятия. «Дальфест» взял на этот раз описание бушующей стихии, тему моря в различных творческих исполнениях участников. Тематическое направление- важная составляющая часть любого мероприятия. Однако, по мнению профессионалов, важнее не выбор композиции, а исполнение «с душой».

«Все фестивали объединяет любовь к авторской песне, внимание к слову, сохранение и передача молодёжи ценностей дружбы, поддержки, взаимопонимания»,- сообщил известный во Владивостоке автор-исполнитель, завсегдатай таких мероприятий Сергей Игнатенко.

Все фестивали схожи по тематике – это авторская песня. И всё-таки есть отличия. Например, «Дальфест» не имеет строгих ограничений в форме представления своей творческой направленности, в то время как главное условие «Приморских струн» - умение играть самые простые аккорды на гитаре и наличие вокальных способностей.

«Бардовские фестивали Приморья имеют существенные различия. «Дальфест» - это альтернативное творчество. Здесь может быть любая форма: будь-то песня, стихотворение. Стоит отметить, что песня может и не быть бардовской, - рассказала РИА «Восток-Медиа» вокалистка ансамбля «До седьмого неба», меццо-сопрано Надежда Савицкая. - Главное, чтобы исполнители не использовали в своих выступлениях различные минусовые записи. Живой конкурс живых людей с их живым творчеством. А в какой сфере конкурсант будет исполнять своё творчество - это уже его дело. В этом и приоритет мероприятия: сюда может прийти автор с любым творческим порывом, и его поймут, оценят. А фестиваль «Парус» имени Владимира Высоцкого всё-таки завязан на творчестве советского поэта. Организаторы ежегодно пытаются с каждым участником обговорить творческий номер. И зритель приходит именно на творчество Высоцкого - посмотреть, как разные исполнители через свою призму воспроизводят композиции мэтра бардовского жанра».

Однако бардовские фестивали нельзя назвать масштабными. В этом году «Приморские струны» собрали около 50 участников, а «Парус» - около 30. Более 100 исполнителей было на «Дальфесте», учитывая то, что участники этого мероприятия не только жители Приморья, но и гости из Хабаровского края, Амурской области. Кроме того, по мнению наблюдателей, в бардовских фестивалях участвуют одни и те же люди, фактически мода на такие мероприятия уходит.

«Бардовские фестивали, несомненно, имеют место быть на территории Приморского края. Особенно они нужны тем, кто может выразить себя через бардовское направление. Но в культуре нашего края бардовское движение занимает не самое первое место по причине того, что не каждый может воспринять данный вид творчества. Эту культуру надо иметь в народе, а мы попсу слышим по различным каналам, без конца и края. Понятно, что бардовское направление - редкость. Раньше намного больше было бардовских клубов, а теперь прогресс пошёл вперёд. В основном, бардов можно увидеть только среди людей средней возрастной категории. Молодые специалисты - это уже «полубарды». От бардов остаётся только поэзия», - продолжила Надежда Савицкая.

Поделился своим мнением и мэтр авторской песни в Приморском крае, руководитель театра «Перекрёсток» и фестиваля «Дальфест» Сергей Рыбалка. «Многие исполнители считают, что, если они взяли в руки гитары, выучили несколько аккордов и сочинили свою собственную композицию, то они стали бардами. Однако даже на ранних стадиях своего творческого пути они не углубляются в историю создания жанра, в историю начального развития культурных и художественных традиций, связанных с бардовской песней. Но «бард» - это своя сложная структура, от которой в наше время остался только один критерий - признание авторитетов. Если участник фестивалей исполняет песни Окуджавы, Высоцкого, это радует...В других регионах ещё остались центры бардовского творчества, но в Приморском крае их нет. Как говорится, бардовское искусство, ввиду различных изменений в стране, минимизировалось. Все разбежались по своим квартирам», - отметил Сергей Рыбалка.

В то же время, если не подвергать происходящее анализу, то такие мероприятия – возможность не только высказаться с гитарой в руках, но и просто отдохнуть. Тем более что фестивали «Приморские струны» и «Дальфест» проходят обычно на природе, на острове Русский. «Парус» же отличается тем, что его участники выступают в центре Владивостока, в амфитеатре Спортивной набережной: это позволяет приобщить к бардовскому искусству большее количество зрителей.

#Новости #Культура #Фестивальное Приморье #Маргарита Рябикова
Подпишитесь